Кто вдохновлял великого писателя на создание бессмертных историй о любви?

Словосочетание «тургеневская девушка» давно является штампом для определенного типа представительниц прекрасного пола. Мало кто хотя бы раз в жизни не слышал это выражение. И не случайно, ведь тема любви в творчестве великого писателя занимала огромное, если не определяющее место. Любовь эта часто была трагической, как, к примеру, в знаменитом «Дворянском гнезде». Или обречённой на разрыв, как это было в «Асе».

Исследователи считают, что в своих произведениях писатель полагался не только на фантазию, но описывал реальные случаи из жизни, в том числе из собственной биографии. Наверное, споры по этому поводу неиссякаемы. Но бесспорно то, что значительную роль в судьбе писателя и его творчестве сыграли несколько женщин. Самая известная из них – Полина Виардо, и некоторые полагают, что она была единственной настоящей, пусть и платонической, любовью Тургенева. Но есть и другие мнения, а история донесла до нас имена женщин, связь с которыми молва также приписывала писателю.

Екатерина Шаховская

Считается, что княгиня Екатерина Шаховская стала первой любовью Ивана Тургенева. Она была писательницей и поэтессой и состояла в родстве с известным в те времена драматургом Шаховским. Её произведения, часто даже это были отрывки, печатали в основном в периодических изданиях. Говорят, Тургенев влюбился в неё, когда ему было 15 лет, а ей — 19. И якобы именно тот романтический момент из юной жизни писателя был описан им в повести «Первая любовь».

История, как и многие тургеневские истории любви, вышла крайне драматичной и трагической. Отец писателя также увлекся юной соседкой, и она ответила ему взаимностью. Сердце юноши было разбито, но и история чужих взаимоотношений счастьем не окончилась. После расставания Тургенев-старший умер, а княжна вышла замуж и тоже вскоре скончалась.

Татьяна Бакунина

Лермонтовская энциклопедия, изданная в 1981 году, характеризует сестру революционера-анархиста Михаила Бакунина Татьяну как близкую знакомую Ивана Тургенева. Родилась она в 1815 году, то есть, была чуть старше писателя. К слову, исследователи подметили, что Тургенев в юности не раз увлекался женщинами старше него. С Михаилом Бакуниным он познакомился за рубежом, в 1838 году. Они сдружились, и через несколько лет Тургенев по приглашению приехал погостить к другу в Тверскую губернию.

Там он познакомился с Татьяной Бакуниной и, как следует из многих источников, влюбился в неё. Об этом свидетельствуют не только воспоминания современников, но и письма, которыми обменивались влюблённые. Тургенев называл Бакунину своей музой и признался ей однажды: «Все, что я думаю и изобретаю, чудесным образом связано с Вами».

Бакунина ответила:

«Такой счастливой я еще никогда, кажется, не была — я жила всею душой, всем сердцем моим, каждая жилка трепетала жизнью во мне, и все вокруг меня как будто вдруг преобразилось. Если б я могла окружить Вас всем, что жизнь заключает в себя прекрасного, великого, если б я могла…»

Но вскоре отношения дали трещину, и изменился тон писем. Расставание далось обоим нелегко. В одном из своих последних посланий Бакунина писала:

«Я готова ненавидеть Вас за ту власть, которой я как будто невольно покорилась. Но один глубокий внутренний взгляд на Вас смиряет меня. Я не могу не верить в Вас…»

«Послушайте — клянусь Вам Богом, я говорю истину — я говорю, что думаю, что знаю: я никогда ни одной женщины не любил больше Вас — хотя не люблю и Вас полной и прочной любовью… Вы моя прекрасная сестра…», — отвечал последним письмом Тургенев.

Есть версия, что отношения с Бакуниной писатель отразил позже в некоторых стихах и в рассказе «Андрей Колосов». Пути их разошлись. Татьяна стала помогать брату на революционном поприще, а Тургенев отправился в дальнейший жизненный путь, где его ожидали другие женщины.

Авдотья Белошвейка

Роль крепостной Дуняши в судьбе Тургенева считается не очень важной и большой, хотя, вероятно, это было и не так. Сошлись они в 1843 году, когда писатель временно вернулся на родину из-за границы. Увлечение было мимолетным, и все же оставило след значительный. Дуняша родила дочь, которую нарекли Пелагеей (Полиной). Грянул грандиозный скандал, Дуняшу отправили в Москву и выдали замуж.

А опеку над ребёнком взял на себя Тургенев, не признавший, впрочем, его официально. Пелагею писатель брал с собой в заграничные поездки, и какое-то время она воспитывалась в семье Полины Виардо. Тургенев же платил ребёнку и её матери пансион.

Полина Виардо

Пожалуй, эта женщина, оперная дива, сыграла наибольшую роль в жизни и творчестве Ивана Тургенева. Многие вообще полагают, что она была его единственной настоящей любовью. Хотя сама Полина Виардо не отмечала его так. Для неё он был скорее одним из многих преданных поклонников. Тем не менее, именно Полина Виардо стала главной причиной переезда Тургенева за рубеж. Современники отмечали, что Виардо не была свободна, правда, муж был много старше её. Не почитали её и за первую красавицу, напротив, злословили, называли некрасивою. Однако нет сомнений, что сердце Тургенева было очаровано.

Писателя представили ей в северной столице, где она выступала с огромным успехом. Знакомый рекомендовал Тургенева как «великорусского помещика, хорошего стрелка, приятного собеседника и…плохого стихотворца». Писатель был так увлечён, что начал захаживать после спектаклей в уборную певицы, развлекал её историями и давал уроки русского языка. Встречались они практически ежедневно. «Такого влюблённого, как Тургенев, я думаю, трудно было найти другого, — вспоминала современница и писательница Авдотья Панаева. — Он громогласно всюду и всех оповещал о своей любви к Виардо, а в кружке своих приятелей ни о чём другом не говорил, как о Виардо».

Для Тургенева Полина, видимо, была красавица во всех отношениях, а она, несомненно, властвовала над ним. Но официально сойтись они не могли. Писатель, со временем выросший в знаменитого на весь мир автора, много лет провел вместе с семьёй Виардо и не утратил своей привязанности к Полине до конца дней.

Считается, что она вдохновила его на создание нескольких стихотворений в прозе, которые Иван Сергеевич написал в последние годы жизни. Вот одно из них:

«Стой! Какой я теперь тебя вижу – останься навсегда такою в моей памяти! С губ сорвался последний вдохновенный звук – глаза не блестят и не сверкают – они меркнут, отягощенные счастьем, блаженным сознанием той красоты, которую удалось тебе выразить, той красоты, во след которой ты словно простираешь твои торжествующие, твои изнеможенные руки!…Вот она – открытая тайна, тайна поэзии, жизни, любви! Вот оно, вот оно, бессмертие! Другого бессмертия нет – и не надо».

Мария Савина

Эту знаменитую театральную актрису часто называют последнею любовью Ивана Тургенева. Хотя об отношениях их, продолжавшихся около четырёх лет, известно было бы больше, если бы часть личной переписки не оказалась уничтожена. Известно, что встреча Тургенева с Марией Гавриловной Савиной состоялась в 1879 году. Писателю был 61 год, а молодой актрисе – всего 25. Она выбрала для своего бенефиса пьесу Тургенева «Месяц в деревне». Писатель лично аплодировал ей в Александринском театре Петербурга. А вскоре подарил на день рождения браслет с памятной надписью и свой портрет.

Вот как вспоминает свой бенефис сама актриса:

«С каким замиранием сердца я ждала вечера и как играла — описать не умею; это был один из счастливейших, если не самый счастливый спектакль в моей жизни. Я священнодействовала… Мне совершенно ясно представлялось, что Верочка и я — одно лицо… Что делалось в публике — невообразимо! Иван Сергеевич весь первый акт прятался в тени ложи, но во втором публика его увидела, и не успел занавес опуститься, как в театре со всех концов раздалось: «Автора!» Я, в экстазе, бросилась в комнату директорской ложи и, бесцеремонно схватив за рукав Ивана Сергеевича, потащила его на сцену ближайшим путем. Мне так хотелось показать его всем, а то сидевшие с правой стороны не могли его видеть. Иван Сергеевич очень решительно заявил, что, выйдя на сцену, он признает себя драматическим писателем, а это ему и «во сне не снилось», и потому он будет кланяться из ложи, что сейчас же и сделал. «Кланяться» ему пришлось целый вечер, так как публика неистовствовала. Я отчасти гордилась успехом пьесы, так как никому не пришло в голову поставить ее раньше меня…»

Мария Савина скрашивала писателю приезды на родину, и в письме он признался ей однажды: «Встретить Вас на пути было величайшим счастьем моей жизни, моя преданность и благодарность Вам не имеет границ и умрет только вместе со мной…». Так оно и произошло.

 

По материалам портала литературная столица рф