Заметки, события, наблюдения
«Жил в Болхове с шестью детьми, с женой, а в дома у него жил Осип Букильон..» - так писал известный русский поэт 19 века Василий Жуковский об одном из представителей именитого дворянского рода Александре Алексеевиче Плещееве. Правда, жил Плещеев не в самом Болхове, а рядом – в селе Большая Чернь, где располагалось его большое имение. А упомянутый Жуковским Осип Букильон был смотрителем усадьбы.
Но почему Жуковский решил описать жизнь Плещеева? Да потому, что знал ее до мелочей. Он был другом и, как бы сегодня сказали, творческим партнером Александра Алексеевича и гостил в его имении месяцами. В России Плещеев был известен как поэт, композитор, автор первых музыкальных баллад на стихи не только Жуковского, но и Вяземского и Державина. Он писал оперы, был прекрасным драматургом, виолончелистом, переводчиком и даже личным чтецом императрицы Марии Федоровны. Несомненно, был личностью всесторонне одаренной.
Как это ни странно, плагиат в мировой литературе явление весьма распространенное. Во все времена писатели-классики воровали друг у друга сюжеты и угрызениями совести при этом не страдали. Чтобы не быть голословными, приведем конкретные примеры.
«Весь мир – плагиат»
Первое место в этом списке, пожалуй, принадлежит Уильяму Шекспиру. «Отелло» и «Ромео и Джульетта» беззастенчиво украдены им у малоизвестных коллег. Ревнивый мавр Отелло перекочевал к Шекспиру из рассказа итальянского поэта Синтио «Капитан Моро», а юные влюбленные с фамилиями Монтекки и Капулетти первоначально были героями поэмы Артура Брука «Ромеус и Джульетта». Как видим, Шекспир даже новым названием не заморочился. При этом он не отрицал, что использовал чужие произведения, но с присущим ему высокомерием заявлял: «Сюжет, в краже которого вы меня обвиняете, был подобен девке, которую я поднял из грязи и вывел в высший свет».
Подробнее: Как Иван Гончаров обвинил Ивана Тургенева в плагиате
«Поедемте-ка в Льгов!», - с этой фразы начинается один из рассказов тургеневских «Записок охотника», который так и озаглавлен: «Льгов». Иван Сергеевич Тургенев, приезжал в это старинное село охотиться на уток и описал его со свойственной ему любовью к деталям: «Льгов – большое степное село с весьма древней каменной одноглавой церковью и двумя мельницами на болотистой речке Росоте. Эта речка верст за пять от Льгова превращается в широкий пруд, по краям и кое-где посередине заросший густым тростником, по-орловскому – майером».
В этом пруду, сохранившемся до сих пор, Тургенев со своей странной компанией тогда едва не утонул. Их лодка, доверху наполненная подбитыми утками, дала течь и пошла ко дну. Помог верный проводник Ермолай, который нашел брод и вывел перепуганных и мокрых охотников на берег.
Охотился в этих местах и земляк Тургенева поэт Афанасий Фет. Правда теперь здесь о богатых дикими утками заводях можно разве что услышать или прочесть в литературных произведениях.
Повесть Александра Пушкина «Пиковая дама» о старой графине, знавшей тайну трех карт и раскрывшей ее только после своей смерти, наделала в Санкт-Петербурге много шума. Игроки принялись экспериментировать за карточными столами, а светское общество - активно обсуждать, кто же стал прототипом главной героини. Большинство склонялось к тому, что это была княгиня Наталья Петровна Голицына. Пушкин писал в 1834 году: «Моя «Пиковая дама» в большой моде. При дворе нашли сходство между старой графиней и княгиней Н. П. и кажется не сердятся». Александр Сергеевич беспокоился не зря: недовольство Голицыной могло обрушить на него массу неприятностей, ведь княгиня была, пожалуй, самой влиятельной фигурой в Петербурге после императора. Попасть «в лучший дом столицы» и удостоиться внимания «княгини Мусташ» («усатой княгини»), прозванной так за густую растительность на лице, считалось большой честью. Без нее не обходился ни один светский бал, и у кого бы он ни проходил, главной хозяйкой на нем всегда была Голицына, способная без особых усилий формировать общественное мнение. Один только взгляд ее мог либо осчастливить человека, либо закрыть перед ним все двери.
Романовы правили Россией ровно 304 года – от Михаила до Михаила. Основателем династии стал Михаил Федорович, официально избранный на царство Земским собором 3 марта 1613 года, а последним ее представителем Великий князь Михаил Александрович, отказавшийся от власти на следующий день после ее обретения - 3 марта 1917 года.
Боязнь престола
Правителем России Михаил Романов пробыл менее суток, даже не успев этого осознать. 2 марта 1917 года его брат император Николай II подписал Манифест об отречении от Престола Государства Российского и о сложении с себя верховной власти, «заповедовав» своему брату Михаилу Александровичу «править делами государственными». Но уже на следующий день в петербургскую квартиру Великого князя явились представители Временного правительства и Учредительного Собрания. Разговор был недолгим - несостоявшийся император безо всякого сожаления сложил с себя полномочия, завершив тем самым историю монархии в России.
Подробнее: Михаил Романов: Великий князь, завершивший историю российской монархии
- Как в старину праздновали Новый год и Рождество
- Иван Тургенев и Афанасий Фет: дружба с привкусом вражды
- Феномен Добычиной: как простая девушка из Орла стала самой модной столичной галеристкой
- Легенды Орловского края. Продолжение: несчастная судьба бедной Лизы и загадочные сокровища князя Голицына.
- Иван Тургенев: «Я счастлив лишь тогда, когда женщина поставит мне каблук на шею»