Бытует мнение, что орловская земля – родина орловского рысака. Но это не так. Орловский рысак был выведен в Воронежской губернии и назван так в честь графа Орлова, который долгое время занимался селекцией этой породы. А в Орловской губернии появилась знаменитая порода «русская рысистая» – результат скрещивания орловских маток с американским рысаком, считавшимся в начале 20 века самым резвым представителем этой породы в мире.

Произошло это благодаря известным конезаводчикам отцу и сыну Телегиным. 150 лет назад старший Телегин основал на территории Болховского уезда Злынский конезавод, который и сегодня успешно развивает заложенные им традиции коневодства.

Выведенная здесь русская рысистая порода лошадей гораздо легче орловской, имеет крепкие сухие ноги, а потому развивает большую скорость. Специалисты утверждают, что эта лошадь способна разгоняться так, что на доли секунды зависает в воздухе, буквально парит над землей, благодаря чему длина ее шага значительно увеличивается.

Одна, но пламенная страсть

Действительный статский советник, председатель уездной земской управы и вице-президент орловского «Общества любителей конского бега» Василий Николаевич Телегин был страстным любителем лошадей. Он не только основал собственный племенной конезавод, но и стал инициатором строительства орловского ипподрома.

Первое время В.Н. Телегин занимался разведением орловских рысаков. Но потом вынужден был признать, что, несмотря на свои прекрасные качества, эта порода значительно уступает американским (стандартбредным) рысистым, которых стали завозить из США в начале 20 века. Сухие и легкие «американцы» без труда обгоняли выносливых, но тяжеловатых «орловцев» на всех дистанциях и брали огромные призы. Многие российские конезаводчики занялись тогда скрещиванием орловских кобыл с американскими жеребцами. Речь о выведении новой породы не шла, целью было лишь получение потомства, которое бы обладало выносливостью орловской рысистой и резвостью американской. Однако метисы в большинстве своем не оправдывали ожиданий, поскольку заводчики из США часто подсовывали малоопытным и доверчивым русским покупателям бракованных жеребцов за большие деньги.

Старший Телегин, разуверившийся в такой метизации, предоставил свободу действий своему сыну Николаю, который был предан «лошадиному делу» не меньше отца, если не больше. Правда свобода эта была относительной, поскольку старший Телегин был человеком крутого нрава, очень требовательным, а потому Николай обязан был отчитываться перед ним за каждый свой шаг. Тем не менее, он сумел развернуть на семейном конезаводе серьезную племенную работу, результатом которой стала совершенно новая порода лошадей – русская рысистая. После того, как ее представители стали с большим успехом участвовать в самых престижных конных соревнованиях и легко соперничать с американскими рысаками, эта порода была признана самой перспективной в России.

Писатель Александр Куприн в своем очерке «Рыжие, гнедые, серые, вороные» писал: «Другие коннозаводчики проиграли, а Телегин на одних призах развернул большое коннозаводческое дело. Один Тальони выиграл призов на 154 600 руб., а в 1913 году под наездником Вильямом Клейтоном выиграл главный приз Дерби – 30 000 руб. Всего три раза телегинские рысаки завоевали этот приз».

Николай Васильевич Телегин умер в 1917 году на ипподроме, наблюдая за очередными победами своих чемпионов. К тому времени его русские рысаки уже получили призов в общей сложности на 1 миллион рублей! Возможно, это прозвучит кощунственно, но скончался он вовремя. Вскоре в стране произошла Октябрьская революция, имение Телегиных и Злынский конезавод были национализированы, а знаменитые русские рысаки розданы крестьянам, которые стали выжимать из них все соки. Конечно, большинство элитных лошадей не выдержали непосильного труда. Выжили лишь единицы, которых впоследствии чудом сумела сохранить супруга конезаводчика Татьяна Николаевна.

Через тернии к звездам

В начале 20-х годов советская власть решила возродить уничтоженную собственными руками русскую рысистую породу лошадей и создала на базе телегинских конюшен государственный Злынский конезавод № 15. Дело пошло хорошо, и уже через шесть лет жеребец этого завода Маркиз взял приз Дерби на центральном московском ипподроме. Но вскоре линия руководства в очередной раз изменилась – главный упор в племенном коневодстве страны было решено сделать на орловского рысака, а русская рысистая снова попала в немилость. С началом коллективизации Злынский конезавод стал частью большого колхоза, а во время Великой Отечественной войны и фашистской оккупации был практически уничтожен. Основная часть племенного поголовья лошадей погибла.

Однако после победы завод в очередной раз возродился, буквально восстав из пепла. Один из его директоров Сергей Александрович Касименко начал активно продолжать дело Телегина. Основателем новой линии русской рысистой породы стал закупленный им в Америке жеребец Билл Ганновер темно-гнедого окраса. Со временем рысаки Злынского конезавода стали снова побеждать не только в российских, но и международных соревнованиях. В 80-х годах было принято решение отреставрировать усадьбу Телегиных. Восстановили фасад дома, а часть помещений приспособили под музей, в котором сегодня собраны главные призы здешних питомцев.

В тяжелые годы перестройки престиж конезавода спасла рыжая кобыла Роксана, о которой до сих пор ходят легенды. Говорят, в ее долгой звездной карьере лишь пять выступлений из 106 не были призовыми. Роксана своим примером продлила карьеру рысистых с трех до десяти лет и официально была признана королевой российского рысистого спорта.

И все же новое время не пощадило Злынский конезавод. В 2000-е года его судьба буквально повисла на волоске, а вместе с ним и жизнь великолепной Роксаны, которая в то время уже была на заслуженном отдыхе. Вместе с другими лошадьми ее за копейки продали цыганам. От верной гибели на бойне Роксану спасли нынешний директор завода Светлана Лебедева, работавшая тогда зоотехником, и инвестор Андрей Раппопорт, который в результате долгих переговоров вернул легенду конного спорта домой. Но, к сожалению, после этого Роксана прожила недолго. Похоронена она стоя на территории родного завода. На ее могиле – два рыжих камня и фонтан.

Сегодня Злынский конный завод – одно из самых современных и успешных предприятий в своей отрасли. Здесь по-прежнему выращивают чемпионов, имена которых знают все ценители конного спорта. Ухоженные конюшни, специальное питание, душ и даже солярий - непременные атрибуты содержания лошадей буквально с первых дней их жизни. Но, пожалуй, самое главное здесь – искренняя любовь персонала, который по-настоящему предан своей профессии и лошадям.

Многочисленные туристы, приезжающие на завод, с интересом знакомятся с его историей, посещают музей-усадьбу Телегиных, часовню, участвуют в экскурсиях, общаются с лошадьми, угощая их фруктами и овощами, а самые смелые берут уроки верховой езды. Здесь действительно стоит побывать, потому что Злынский конезавод - это особенное место. Посетив его, начинаешь по-новому ощущать вкус жизни, природу и неразрывную связь с богатой историей орловской земли.