Сергей Есенин, без сомнения, был самым русским из всех российских поэтов. Деревенское детство наложило отпечаток на все его творчество, которое насквозь пропитано ностальгией по российской глубинке, родному дому, по простому человеческому общению с проникновенными песнями, задорными частушками и зажигательными плясками.

Любимым музыкальным инструментом поэта была гармошка. Но не каждая, а только ливенская, тембр голоса которой он мог узнать из тысячи. В конце 19- начале 20 веков ливенка, родиной которой был город Ливны, получила широкое распространение не только в Орловской губернии, но и во многих других уголках России. В своей повести «Яр» Сергей Есенин упоминает ее множество раз, как неотъемлемый атрибут деревенской жизни. К примеру: «С горки шли купаться женихи, и, разводя ливенку на елецкую игру, гармонист и попутчики кружились, выплясывая казачка». А вот еще: «На улице девчата под окнами слонялись, парни в ливенку канавушки (частушки) пиликали». А канавушки были такие:

Милый в ливенку играет,
Сам на ливенку глядит,
А на ливенке написано:
«В солдатушки итить».

Упоминания о ливенской гармошке нередко встречаются и в стихах Есенина. Вот отрывок одного из них, написанного в начале первой мировой войны:

По селу тропинкой кривенькой
В летний вечер голубой
Рекрута ходили с ливенкой
Разухабистой гурьбой…
По селу тропинкой кривенькой, 
Ободравшись о пеньки,
Рекрута играли в ливенку
Про останние деньки.

Как известно, Есенин не только писал о ливенской гармони, но и сам замечательно на ней играл. Причем, выбирал инструмент с особым пристрастием, словно невесту на смотринах. Его друг и соратник Сергей Городецкий вспоминал, что Есенин «замучил торговца, выбирая верную, когда мы покупали ее».

Гармонь была не просто дополнением к образу поэта, она была частью его души, своеобразным мостиком, связывающим его с простым народом, от которого он так и не смог оторваться до конца своей жизни. Он не расставался с ней ни на дружеских посиделках, ни на эстраде, ни даже в литературных салонах. И надо сказать, что ливенка, благодаря Есенину, покорила сердца даже самых «изысканных» литераторов того времени: Зинаиды Гиппиус, Марины Цветаевой, Сергея Городецкого, Дмитрия Мережковского и других. Им нравилось видеть Есенина с гармошкой в руках и слушать песни, которые он под нее исполняет.

Когда Сергея Есенина не стало, один из его поэтов-друзей написал:
Нет песен о персидской стороне,
И сердце, сжавшись, тихо стонет.
О милой и далекой Шаганэ
Ты так грустил на ливенке-гармони!

Исследователи творчества поэта подчеркивают: в своих произведениях Сергей Есенин поставил ливенке настоящий литературный памятник, который прочно стоит до сих пор, вызывая искренний интерес наших современников к этому удивительному и неповторимому народному инструменту.