Гора Самород, называемая местными жителями Соборной, это самое высокое место Мценска и его исторический центр. Именно здесь в двенадцатом веке зародился город Мценск (Мьченск, Мценеск, Амченск), который входил тогда в состав Черниговского княжества. Начало городу положила крепость на неприступной горе Самород, которая успешно давала отпор ордам монголо-татар и прочим многочисленным врагам, стремящимся завоевать русские земли. Когда надобность в постоянной обороне отпала, Мценск разросся, спустился с горы и превратился в крупный торгово-ремесленный центр.

Непокорное племя

Но все это было гораздо позже. А в начале IX века на месте будущего Мценска жили представители большого племени вятичей, заселившего обширную территорию вдоль среднего и верхнего течения Оки. Это свободолюбивое племя приносило много неприятностей русским князьям, которые на протяжении долгого времени безуспешно пытались его подчинить. Судя по всему, высокую гору Самород вятичи облюбовали в качестве естественного природного укрепления, помогающего противостоять тем, кто пытался заставить их жить по своим законам. Водные преграды – река Мецна с глубоким каньоном и река Зуша и делали Самород по-настоящему неприступным рубежом.

Когда в IX веке князь Олег Вещий учредил Древнерусское государство, в него вошли многие славянские племена, только вятичи остались в стороне. В X веке за них взялась Киевская Русь. Князь Святослав даже сумел подчинить на некоторое время непокорное племя, наложив на него дань. Но это продолжалось недолго, вскоре вятичи отказались подчиняться Киеву. Через десять лет их попытался покорить сын Святослава Владимир, но тоже безуспешно.

До конца XI века вятичи сохраняли независимость, героически отбивая все попытки завоевать их земли. Даже отличавшийся известной отвагой великий князь Владимир Мономах считал свои походы на непокорных вятичей особыми подвигами и в воспоминаниях хвастался тем, что однажды ему с дружиной удалось беспрепятственно проехать через всю их территорию.

Последние язычники

Отстаивать вятичам приходилось не только земли, но и свою языческую веру. Христианство они приняли на 200 лет позже, чем другие славянские племена. Все попытки православных проповедников убедить вятичей в преимуществе новой религии разбивались о полное невосприятие и открытую агрессию. Известна история, когда они расправились с представителем Киево-Печерской лавры Кукшей (кстати, он сам был из племени вятичей), отрубив ему голову после очередной проповеди. Позже православная церковь Кукшу канонизировала, причислив его к лику святых. Говорят, что в потайных ходах горы Самород до сих пор сохранилась его подземная келья, которую, правда, никто не видел, как, впрочем, и сами ходы. Но жители Мценска уверяют, что подземные лабиринты в горе на самом деле существуют, и что время от времени в них пропадают то животные, то люди.

Явление Николы Амченского

Со временем вятичей, все же, удалось покорить. После XI века их земли вошли в состав Черниговского, Ростово-Суздальского и Рязанского княжеств, потом попали под вековое иго Литвы, из которого удалось выйти только с помощью Московского княжества, частью которого они и стали. Однако приверженцами язычества и идолопоклонничества многие из вятичей оставалась почти до середины XV века. Только чудо могло изменить их веру, и это чудо произошло.

Летом 1415 года у подножия горы Самород собралось все население города, именуемого в то время Амченском. Затаив дыхание, люди наблюдали за необычным зрелищем: против течения реки Зуши к ним приближался по воде каменный крест, на котором стояла высеченная в полный рост статуя Николая Чудотворца (позже ее назовут Николой Амченским и она станет главной святыней амчан). Крест пристал к подножию горы Самород, и из того места тут же забил родник. Против такого чуда не смогли устоять даже самые убежденные язычники: они поняли, что это послание свыше и «прозреша, и обретоша Крестъ Господенъ».

Грустная память

Когда со временем заброшенная Мценская крепость совсем развалилась, на ее месте был выстроен Никольский собор, отличающийся неимоверными размерами и красотой. После этого Самород стали называть Соборной горой. Сюда, на поклонение к Николе Амченскому, установленному в соборе, стекались люди со всей округи. Но грянула пролетарская революция, и большевики, начавшие борьбу с религией, установили свои законы. В 1919 году они надругались над мощами святого Кукши, а статую Николая Угодника попытались бросить в реку. Но не успели – на защиту православной святыни встали все жители Мценска, и вандалам пришлось ретироваться. За этот позор они отыгрались в 1930 году, взорвав великолепный Никольский собор. Все, кто пытался этому помешать, были арестованы. Когда началась Великая Отечественная война, бомбам и снарядам разрушать здесь было уже нечего. А в 50-е годы последние кирпичики собора окончательно растащили.

Сегодня на месте бывшего Никольского собора выстроена небольшая часовенка, хранящая память об этих трагических событиях. А неприступная гора Самород вот уже двенадцать веков продолжает невозмутимо наблюдать за человеческими грехами и слабостями, которые так часто оборачиваются враждой, кровопролитием и разрушениями.