Первый в мире цыганский писатель и драматург родился и жил на Орловщине

Цыганский народ живет рядом с нами много веков, но что мы знаем о его традициях и культуре? Обычно всплывают в памяти лишь такие литературные образы как табор в степи, зажигательные песни и пляски, роковые красавицы Кармен и Эсмеральда, ну и, конечно, знаменитый на весь мир театр «Ромэн». Как правило, на этом знания среднестатистического россиянина по цыганской теме исчерпываются.

Вопрос «а кто такой Александр Германо?» даже не будем задавать - это имя, скорее всего, знают единицы. А между тем именно этот человек создал литературный цыганский язык, написал первые книги и пьесы на нем и стал одним из основателей театра «Ромэн». А родился классик цыганской литературы на орловской земле, и одна из улиц Орла названа его именем.

Нашли в капусте

В конце 19 века чех Вацлав Герман и его жена моравская цыганка Каролина, оба родом из Австро-Венгрии, поселились в селе Старцево-Лепешкино Орловской губернии. Как и почему попала в орловскую глубинку эта семья, история умалчивает, но основалась она здесь надолго. У Вацлава и Каролины было уже десять детей, когда 25 мая 1893 года на свет появился младший Александр. Он родился в… капусте в прямом смысле этого слова. Его мать, будучи глубоко беременной, отплясывала на свадьбе друзей и вдруг незаметно исчезла. Через некоторое время родственники и друзья обеспокоились долгим отсутствием Каролины и отправились ее искать. Нашли в соседнем огороде на грядках с капустой, а рядом увидели только что родившегося малыша, которого решили назвать Александром. В свидетельстве о рождении мальчик был записан как Александр Вячеславович - отчество Вацлавович почему-то оказалось неприемлемым для официального документа.

Александр Герман с детства отличался от своих цыганских сверстников. Отучился в церковноприходской школе, окончил Орловское городское училище, затем коммерческое училище в Киевской губернии, поступил в Киевский коммерческий институт. Но получить высшее образование ему помешала Первая мировая война.

Становление писателя

Вернувшись в родной Орел, 22-летний Александр Герман, который всегда подписывался как Германо, решает заняться литературной деятельностью. В опубликованном в 1915 году сборнике «Орловцы – жертвам войны» публикуются два его произведения – повесть «Иван Талыго» и эссэ «Червь грызет», в которых автор с несвойственной для своего возраста мудростью рассуждает о быстротечности жизни. Все средства от продажи сборника направляются на лечение раненых бойцов.

Последовавшая за войной пролетарская революция буквально окрыляет молодого писателя. Он записывается в Красную армию и служит рядовым бойцом целый год. Но потом, все же, решает отстаивать идеалы революции на литературном фронте. Он возвращается в Орел, где активно включается в общественную жизнь. Возглавляет издательство «Красная книга», пишет статьи в «Орловскую правду», выпускает свой первый сборник рассказов «Былые зарницы» и даже редактирует детский журнал «Первоцвет». Кроме того, организует с друзьями «Содружество орловских литераторов» и принимает активное участие в создании музея И. С. Тургенева.

Первый в мире цыганский классик

В 1926 году Александр Германо, уже состоявшийся и признанный литератор, решает круто изменить свою жизнь. Он переезжает в Москву с твердым намерением посвятить себя цыганской культуре. Скрупулезно изучив все диалекты разговорного языка российских цыган, он создает цыганскую письменность на основе кириллицы и становится первым писателем, пишущим на цыганском языке. В учрежденном в 1927 году журнале «Романы Зоря» («Цыганские зори») публикуется его первый рассказ «Руверо» («Волчонок»). В 20-30-х годах Германо плодотворно трудится, создавая произведения о беспросветной жизни цыган в дореволюционной России. Это более тридцати рассказов, повестей, этнографических зарисовок, сказок, пьес, стихов и песен на цыганском языке. Помимо этого, писатель издает несколько учебников для цыган и выпускает «Библиографию о цыганах», разместив в ней все свои произведения, статьи и переводы, в том числе, сказок А. С. Пушкина.

К глубокому разочарованию Александра Германо в 1938 году политика компартии изменилась: все произведения на цыганскую тему и на цыганском языке были запрещены. По сути, осталось лишь одно из направлений – театр «Ромэн», но и в нем все спектакли шли только на русском языке.

Но Александр Вячеславович не опустил руки. В годы Великой Отечественной войны он активно сотрудничал с «Совинформбюро», писал статьи, читал свои рассказы и стихи перед офицерами и солдатами Красной армии и ранеными бойцами в госпиталях.

Германо ушел из жизни в 1955 году, едва переступив свой 62-летний рубеж. А созданный при его участии театр «Ромэн» вот уже более 90 лет продолжает ставить пьесы первого в мире цыганского классика.