Кружева вологодские, елецкие, мценские, белевские, вятские… Это мы их разделяем на виды, а за границей все они называются русскими. Известные во всем мире русские кружева по-прежнему вызывают восхищение и уже много веков покоряют модные подиумы и сердца ценителей изящного искусства.

Немного истории

На Руси первое упоминание о кружевах приходится на 13 век. В Ипатиевской летописи, где рассказывается о встрече князя Даниила Галицкого с венгерским послом, подробно описывается одежда князя, обшитая золотыми кружевами.

Считается, что плести кружева в России начали еще в 12 веке. Этим народным промыслом славился Торжок, который обслуживал княжеские семьи, поставляя им разнообразные кружевные изделия. В то время кружево, как и золото, было символом величия и власти.

Но с развитием кружевного дела в Европе отечественные изделия, как бы сейчас сказали, перестали котироваться. Уже в 16 веке первый русский царь Иван Грозный появлялся на официальных приемах и выездах в облачении, оформленном исключительно «кружевом немецким, золотом, зубцами». Тогда словом «немецкий» называли все заграничное, из чего можно сделать вывод, что Грозный предпочитал импортные кружевные изделия, как и все его окружение. Итальянские и голландские кружева ввозились в страну через Архангельск в больших количествах на вес. Сохранилось упоминание, что в 1672 году было ввезено «два пуда и восемь фунтов золотых и серебряных кружев и галунов и два ларя с золотыми и серебряными кружевами из Голландии».

Началом массового производства русских кружев считается 17 век. Император Петр I, перенимавший, как известно, все прогрессивное с Запада, завез в Россию 30 заграничных кружевниц, велев им обучить своему делу 250 девочек-сирот из Новодевичьего монастыря. Те довольно быстро освоили секреты кружевного мастерства, добавив в них свои «изюминки», которые стали выгодно отличать их кружева от зарубежных.

Через несколько лет в стране начался настоящий бум кружевоплетения. Русские кружева изготавливались, в основном, при помощи коклюшек - катушек с ручкой, на которые наматывались нити. Свои мастерицы имелись практически во всех помещичьих усадьбах, и каждая из них вносила в узор собственное видение, основанное на народных вышивках или резьбе. Так появились разные стили, а со временем разные школы кружевоплетения. Самыми известными стали вологодская, елецкая, рязанская, ростовская, галичская, а в 18 веке заговорили о мценской. Конец 19 столетия ознаменовался появлением русских кружев на международных выставках и высокой их оценкой со стороны европейских специалистов и публики.

А теперь поговорим о различных направлениях в русском кружевоплетении и попробуем понять, в чем особенность каждого стиля.

Вологодское кружево

На первом месте, безусловно, стоит самое древнее и самое известное вологодское кружево. Этот стиль возник еще в 16 веке и впоследствии активно развивался. В конце 19 века в Вологодской губернии кружевным делом занимались 4 тысячи мастериц, а в начале 20 века – уже 40 тысяч. После революции народный промысел был поддержан новой властью. В начале 60-годов в Вологде создали кружевное объединение «Снежинка», которое существует до сих пор. Его изделия неоднократно получали высокие награды на международных выставках.

Вологодский стиль отличается плотной тесьмой узора, которая называется велюшкой. Любимый орнамент здешних мастериц – снежинка с белой каймой. Скол рисунка сначала прорисовывается на бумаге, и только потом по нему плетется ажурный узор. Нити в вологодском кружеве используются, в основном, льняные.

Елецкое кружево

Елецкие кружева известны с начала 19 века. Первые узоры создавались на основе рисунков немецких, бельгийских и французских мастериц, но впоследствии обрели свой неповторимый стиль. Елецкие кружева отличаются особой тонкостью и легкостью узора из растительных и геометрических фигур, расположенных на ажурном фоне. Первое упоминание о них относится к 1801 году. На территории нынешней Липецкой области, где находится город Елец, было найдено украшенное кружевами полотенце с надписью: «Сей плат шила диаконова дочь Александра Иванова 1801 года».

Во время советской власти был основан Елецкий комбинат художественных изделий. Сегодня это фабрика «Елецкие кружева», на которой работают тысячи мастериц кружевного дела. В ассортименте предприятия более 200 наименований ажурной продукции, которая традиционно реализуется как в бывших республиках Советского Союза, так и в странах дальнего зарубежья.

Елецкие кружева с успехом демонстрировались на всемирных выставках в Париже, Брюсселе, Монреале и т. д. Лучшие их образцы выставлены в Эрмитаже, Государственном Русском музее и во Всероссийском музее прикладного и народного искусств.

Мценское кружево

Как уже было сказано, история мценского кружева восходит к концу 18 века, когда любимая фрейлина императрицы Екатерины II Анна Протасова решила открыть в Мценске мануфактуру и производить элитное кружево для императорского двора. Она выписала из Бельгии двух опытных кружевниц, которые начали обучать ажурному мастерству 1200 местных женщин, принятых Протасовой на работу.

Местные мастерицы очень быстро поняли, что сдержанный европейский стиль для русской души скучноват и стали превносить в узоры свой колорит. Так появилось мценское кружево, не похожее ни на один из существующих стилей кружевоплетения. Геометрические мотивы, менее плотный и более насыщенный узор при минимальном использовании фоновых решеток делали его по-настоящему особенным. Узоры были настолько сложными, что порой для их исполнения мастерицам требовалось до 100 коклюшек.

Вскоре мануфактура Протасовой превратилась в самое крупное кружевное производство в России. Слава об изысканных мценских кружевах распространилась по всей стране и дошла до Европы, где их тоже оценили по достоинству. Заказы стали поступать из Англии, Турции и других стран.

В 19 веке дело Протасовой продолжила княгиня Анна Тенишева, которая открыла в Мценске одну из лучших в России школу кружевниц. В ней девочек 8-12 лет обучали не только ремеслу, но и грамоте и основам рисунка. Объемы производства были огромными - ученицы школы выплетали более 7 километров кружев в год. Успешным было и участие в международных выставках: мценское кружево получило серебряную медаль на выставке в Париже и почетный диплом в Глазго. В 1903 год на сельскохозяйственной выставке в Орле работы мценских мастериц высоко оценил великий князь Михаил Александрович Романов.

После 1917 года производство кружев в Орловском крае не было поддержано советской властью. О мценских кружевах вновь заговорили лишь через 70 лет. В 1992 году усилиями народного мастера Нины Гавриловны Савенковой в Мценске возродилась школа кружевниц. Сейчас работы ее выпускниц снова занимают призовые места на всероссийских и международных выставках. А в 2011 году мценские кружевницы стали членами международной организации игольного и коклюшечного кружева OIDFA.

Туристы, приезжающие в Мценск, с удовольствием посещают школу кружевниц, наблюдают, как работают мастерицы и сами учатся плести кружева на специальных мастер-классах. При школе работает музей, в котором можно узнать много интересного об истории этого народного промысла.

Адрес школы и музея: г. Мценск, ул. Гагарина, д. 85. Телефон для связи: 8(48646)2-57-81.

Узоров нежное сплетенье

Русские кружева настолько многообразны, что рассказывать о каждом отдельном стиле можно часами. Коротко пройдемся еще по некоторым из них.

Отдельной строкой стоит михайловское кружево, появившееся в Рязанской губернии в 19 веке. Это единственное в мире цветное коклюшечное кружево. До революции оно широко использовалось в народном костюме. Способ плетения михайловского кружева называют «численным», поскольку плетут его, считая число переплетений. Сегодня этим занимаются кружевницы Михайловского ЗАО «Труженица».

Калязинское кружево (Тверская область) возникло шесть веков назад. Оно отличалось от всех остальных особой фантазийностью. Кружевницы вплетали в свои изделия золото, серебро, шелк, жемчуг и даже пух. К сожалению, после пролетарской революции производство калязинского кружева сошло на нет.

Белевское кружево зародилось в стенах Белевского женского монастыря. Оно плелось из золотых и серебряных нитей и предназначалось исключительно для знатных особ и священнослужителей. Позже, когда промысел вышел в народ, стали применяться льняные и хлопчатобумажные нити. Основной доход белевским кружевницам приносили кокетки, накидки и косыночки.

Вятские или кукарские кружева начали плести в 19 веке в слободе Кукарка Вятской губернии. Здесь была открыта школа кружевниц, в которой преподавали ученицы столичной Мариинской школы. Вятские кружева особенно близки к природе – на них распускаются полевые цветы и порхают бабочки.