В Орле на улице Октябрьской, 9 (бывая Третья Дворянская) находится единственный в России литературный музей русского писателя 19 века Николая Семеновича Лескова. В дворянском особняке 1874 года, построенном на месте бывшей усадьбы семьи Лесковых, расположена обширная экспозиция, включающая в себя более 800 экспонатов. Это книги из личной библиотеки писателя, портреты и фотографии, коллекция антикварных предметов и часов, документы, мебель. В одном из шести залов можно увидеть и воссозданный петербургский кабинет Николая Семеновича, в котором он творил в последние годы своей жизни.

Много ли мы знаем об этом писателе? Какие произведения Лескова читали? Среднестатистический россиянин вспомнит разве что «Левшу», «Очарованного странника» и «Леди Макбет Мценского уезда». А ведь литературное наследие Лескова насчитывает более 30 томов! Но так уж сложилось, что и в 19 веке, а уж тем более в советские времена отношение к этому автору было неоднозначным. Уж очень он был другой, не вписывающийся в общепринятые каноны классической русской литературы.

Из «колокольных» дворян

«Я из колокольных дворян», - часто говорил о себе Лесков. «Колокольными» тогда называли дворян, вышедших из духовного сословия. В свое время отец писателя Семен Лесков категорически отказался продолжить многовековую династию своих предков-священников, за что был с позором изгнан из дома отцом Дмитрием – настоятелем семейного прихода в деревне Лески Брянского уезда. С 40 медными копейками в кармане он отправился в Орел и там не только не пропал, а даже преуспел, поскольку до изгнания успел окончить Севскую духовную семинарию и имел прекрасное образование. Дослужившись до определенной должности в Орловской палате уголовного суда, он получил дворянский титул и женился на дочери мелкопоместного дворянина Марии Алферьевой. А в 1831 году в селе Горохово Орловского уезда у четы Лесковых родился первенец, которого назвали Николаем.

Самородок-недоучка

Читая произведения Николая Лескова – глубоко психологические, написанные сочным, ярким и живым языком, невозможно представить, что их автор по большому счету недоучка, окончивший всего три класса гимназии. Учиться дальше Николай попросту не захотел – ему был противен дух зубрежки и муштры, царивший тогда во всех учебных заведениях. Отец, к тому времени уже вышедший в отставку, устроил сына писарчуком на свое прежнее место работы – в Орловскую палату уголовного суда. Эта скучная должность, связанная с переписыванием судебных протоколов, тем не менее, дала шестнадцатилетнему юноше немало сюжетов для его будущих произведений (вспомним, к примеру, страшную криминальную историю главной героини повести «Леди Макбет Мценского уезда» Катерины Львовны).

Но тогда еще ничего не указывало на славное литературное будущее Николая Лескова. Он вел скучную размеренную жизнь простого писаря, получая за свою работу сущие копейки, которых не хватало даже на новые сапоги. Казалось, этому серому существованию не будет конца.

Но через два года, в 1849-м, судьба неожиданно улыбнулась юноше. «Нерадивого» племянника забрал к себе в Киев дядя по матери, университетский профессор. У Николая началась совершенно другая жизнь. Днем он работал в рекрутском присутствии, куда устроился помощником столоначальника, а по вечерам с большим интересом общался с друзьями дяди – представителями науки, литературы и искусства. Под их влиянием Николай начал много читать, с жадностью впитывая знания, недостаток которых вдруг остро ощутил. Он увлекся литературой, философией, стал вольнослушателем в университете.

Выход в народ

Но, конечно, этого было недостаточно для того, чтобы стать «тем самым» Лесковым, который вошел в русскую литературу с собственным видением и пониманием русской действительности, со своими не похожими ни на кого «странными» персонажами. Ему не хватало жизненного опыта, встреч с простыми людьми, судьбы которых могли бы вылиться на страницы литературных произведений.

И такая возможность у Лескова появилась. Ему предложили должность коммивояжера на одном из частных предприятий. Несколько лет он разъезжал по всей России, набираясь впечатлений, наблюдая за жизнью и слушая рассказы попутчиков, готовых то ли от дорожной скуки, то ли от безысходности вывернуть наизнанку душу первому встречному. Именно эти рассказы сделали из Лескова мастера устной речи и основоположником нового литературного жанра - сказа.

В 1861 году Лесков переезжает с семьей в Петербург (тогда он уже был повторно женат и имел сына Андрея). Первое время выступает как публицист, пишет острые критические статьи в петербургские газеты и журналы, обличая коррупционеров. Статьи оказываются настолько резонансными, что по ним заводятся реальные уголовные дела.

В 1861 году Лесков решает посвятить себя литературной деятельности. Ему было уже 32 года, когда вышло в свет его первое произведение – повесть «Житие одной бабы». За ней последовали «Леди Макбет Мценского уезда» и «Воительница». В глазах читателей и критиков Лесков стал мастером, умеющим необычайно точно прорисовывать женские образы с трагическими судьбами.

Однако самому Лескову вскоре наскучило благодушное творчество. Его «нетерпячий» характер, проявлявшийся раньше в острых статьях, вновь потребовал выхода. Первый же роман под названием «Некуда», критикующий нравы модных тогда нигилистов (революционных демократов) вызвал шквал возмущения среди петербургской публики. Тем более, что автор обличал в нем людей, которые относились к нему более чем благосклонно, даже поддерживали на творческом пути. Персонажи романа были отображены настолько правдиво, что каждый узнал в них реальных прототипов.

Лесков в один миг стал «нерукопожатным», от него отвернулся высший свет и все петербургские журналы. Последовавшую за романом «Некуда» повесть «Очарованный странник» отвергли все редакторы. Николаю Семеновичу пришлось разбить ее на главы и опубликовать «вразброс» в тех российских изданиях, которые согласились с ним сотрудничать.

Мрачный шлейф от произведения «Некуда» тянулся за Лесковым до его последних дней. Даже после смерти писателя в некрологах подчеркивалось, что умер автор «того самого скандального романа».

Самый русский писатель

Но пока жизнь продолжалась, и Николай Семенович, несмотря ни на что, писал новые произведения. Со временем ему удалось переломить ситуацию. После появления блистательного сказа «Левша», повествующего о тульском мастере-оружейнике, подковавшем блоху, Лескова вновь стали называть самобытным, сильным писателем.

Несмотря на то, что отец писателя в свое время отказался от церковного служения по причине «непреодолимого отвращения к рясе», в творчестве Лескова-младшего немало произведений посвящено духовенству, из которого он, собственно говоря, и вышел. Самым знаменитым в этом плане стал роман «Соборяне», вызвавший большой интерес во всех слоях общества. В нем автор удивительно правдоподобно, ярко и с большой любовью прописал характеры и быт церковнослужителей.

Но при этом Лесков с большой предвзятостью относился к самому институту церкви. Он хорошо знал церковную культуру, историю, иконопись, но не находил в храмах «духовного христианства», очищенного от наслоений и примесей - уж слишком прочно церковь ассоциировалась у него с государством.

В конце жизни Николай Семенович Лесков вновь вернулся к изобличению недобросовестных чиновников, военных и мздоимцев всех мастей. Свои непримиримые взгляды на эту «язву» русского общества он высказал в таких произведениях как «Пугало», «Зверь» и «Тупейный художник».

Умер писатель в 1895 году от очередного приступа астмы, которой страдал всю жизнь. Похоронили его на Волковском кладбище Санкт-Петербурга.

В советское время Лескова почти не печатали. Трудно сказать, почему. Возможно, считали «контрреволюционером» - ведь в свое время он выступал против нигилистов, а значит, против революционных настроений в царской России. И только в 1950-х годах прошлого века его сыну Андрею Николаевичу Лескову, который был уже в весьма преклонном возрасте, удалось напечатать воспоминания об отце и восстановить его доброе имя. Произведения Лескова понемногу начали публиковаться, а «Левша» и «Очарованный странник» даже вошли в школьную программу.

История все расставляет по своим местам. Сегодня вряд ли кто сомневается, что в лице Николая Семеновича Лескова наша литература обрела самобытного, неповторимого и несомненно гениального писателя, сумевшего, как никто другой, отобразить язык, образ и стиль живой русской жизни. Среди поклонников этого автора были Лев Толстой, который считал его «самым русским писателем», Антон Чехов и Иван Тургенев, называвшие его своим наставником, и Максим Горький, отмечавший, что Лесков «создал для России иконостас ее святых и праведников». И этим все сказано.