В 2023 году исполнилось 230 лет со дня рождения знаменитого скульптора, академика и профессора Императорской Академии Художеств Бориса Ивановича Орловского (Смирнова). Основные его работы знают все: это ангел на Александровской колонне у Зимнего дворца, памятники генерал-фельдмаршалам Кутузову и Барклаю-де-Толли у Казанского собора в Петербурге, семь фигур гениев для триумфальных ворот за Московской заставой, а также великолепные скульптуры «Парис» и «Фавн и вакханка», которые хранятся в Русском музее северной столицы.

Необыкновенная история

Он родился в 1793 году (некоторые биографы называют 1791 и 1792 годы) в селе Столбецкое Мценского района Орловской губернии – сейчас это Покровский район Орловской области. Боря был одним из многочисленных детей Ивана Смирнова - крепостного крестьянина местной помещицы Мацневой.

Когда мальчику исполнилось восемь лет, его семья была продана «на свод, без земли» тульскому помещику Василию Осиповичу Шатилову. После смерти барина все движимое и недвижимое имущество перешло его сыновьям Ивану и Николаю. В этом списке были и крепостные Смирновы.

Братья Шатиловы были людьми весьма уважаемыми. Старший Николай, имевший чин статского советника, являлся предводителем уездного и губернского дворянства, а младший Иван служил адъютантом у князя Волконского – начальника Главного штаба Российской армии.

Каким образом эти занятые господа разглядели в толпе дворовой ребятни Борю Смирнова, история умалчивает. Возможно, управляющий рассказал им, что один из мальчиков в свободное время лепит забавные фигурки из глины. Так или иначе, но Боря вытянул счастливый билет - хозяева отправили талантливого крепостного в Москву. И не куда-нибудь, а в лучшую скульптурную мастерскую итальянца Кампиони. Шатиловы решили, что мальчик должен «учиться рубить из мрамора».

Боря своих благодетелей не подвел – целых семь лет он усердно занимался «сечкой мрамора» под зорким оком известного скульптора, нарабатывая собственный стиль. В 1817 году Шатиловы, внимательно следившие за успехами своего подопечного, решили, что Борису пора подняться на более высокий уровень. Они вызвали его в Петербург и устроили на работу в престижную мастерскую Трескони, которая занималась изготовлением садовых скульптур и надгробий по заказам знатных персон. Несколько лет, проведенные в этой мастерской, сделали из Бори Смирнова (ставшего с легкой руки своих хозяев Борисом Орловским) лучшего мастера для сечки из мрамора. Как отмечал журнал «Отечественные записки», «все мраморные произведения, вышедшие из мастерской Трескони, суть резца Бориса Орловского».

Бюст Александра I

Но талантливый молодой скульптор занимался не только декоративными скульптурами и надгробиями. В свободное время он рисовал и лепил из глины то, что требовала его душа. Петербург со своей богатой архитектурой и скульптурным убранством будоражил его воображение. Орловский мечтал о большой работе, и его мечта сбылась.

В 1820 году петербургское купечество решило установить в зале столичной биржи мраморный бюст императора Александра I. Заказ на его изготовление получил ректор Петербургской Академии художеств И. П. Мартос – автор знаменитого памятника Минину и Пожарскому в Москве. Он изготовил бюст императора в глине, а перевести его в мрамор поручил Борису Орловскому, которого знал как талантливого и ответственного юношу. Это поручение было выполнено столь искусно, что журнал «Отечественные записки» разразился настоящими дифирамбами в адрес молодого скульптора: «Можно сказать, что в самой Италии нельзя увидеть превосходнейший, с большим отчетом сделанный..!».

Вдохновленный успехом, Орловский решил изготовить собственную скульптуру императора. Он подолгу наблюдал за Александром I во время его прогулок, делал многочисленные зарисовки и, наконец, взялся за работу. Бюст получился таким удачным, что его купил сам Президент Академии Художеств А. Н. Оленин, чтобы преподнести супруге Александра I императрице Елизавете Алексеевне - «покровительнице наук и художеств». Позже работу Орловского увидел и сам Александр I, который остался вполне доволен своим изображением.

Но при этом Борис Орловский по-прежнему считался крепостным. Оленин, хорошо понимавший двойственность ситуации, развернул целую кампанию за освобождение скульптора. Он подключил самых влиятельных лиц Петербурга, которые уговорили Шатиловых дать вольную Орловскому. В результате правительство выкупило его за 3 тыс. рублей.

Профессор, академик, дворянин

Распоряжением самого императора Борис Орловский был принят в Академию Художеств и направлен в Италию за государственный счет «для дальнейшего совершенствования своих талантов». В мастерской Торвальдсена он впитал лучшие традиции мировой скульптуры, отшлифовал свои навыки и настроился на будущие творческие победы.

В 1829 году Орловский вместе с Гольбергом, с которым учился в Италии, был вызван в Петербург для участия в конкурсе проектов памятников Кутузову и Барклаю-де-Толли. Он вез с собой рекомендательное письмо от Торвальдсена, которое давало ему много привилегий, в том числе, ежегодное содержание в 3 тыс. рублей. Орловский выиграл конкурс и увлеченно принялся за исполнение статуй великим русским военачальникам. К тому времени он уже был профессором Академии Художеств, а немногим позже стал академиком.

В 1831 году, блестяще исполнив монументальные скульптуры Кутузова и Барклая-де-Толли, скульптор принялся за работу, которая, стала, пожалуй, главной в его жизни. Это знаменитый ангел на Александровской колонне возле Зимнего дворца. За эту и другие свои скульптуры Борис Орловский был удостоен ордена Святой Анны 3 степени, который давал ему право называться дворянином.

Не только в России, но и в Европе Орловского ставят в один ряд с лучшими скульпторами всех времен. Но мало кто из его поклонников знает, что когда-то этот великий мастер был простым крепостным мальчишкой Борей Смирновым, родившимся в далекой орловской глубинке. Вот уж действительно: неисповедимы пути твои, Господи!