В одной из статей Большой советской энциклопедии 1953 года можно найти такую информацию: «Камарицкая” (Комарицкая) – русская плясовая песня, живого, задорного, юмористического характера. Происхождение песни про “Комарицкого мужика” некоторые исследователи связывают с Комарицкой волостью…».

Что это за Комарицкая (Камаринская) волость такая? И почему стал так знаменит комарицкий (камаринский) мужик? Для того, чтобы получить ответы на эти вопросы, нам придется совершить небольшой экскурс в историю.

В 1896 году в газете «Орловский вестник» была размещена заметка фольклориста Т.А. Мартемьянова о «Камаринской». А в 1900 году тот же автор посвятил этой плясовой песне и созвучной ей «Барыне» целое исследование, которое было опубликовано в российском журнале «Исторический вестник».

По мнению Мартемьянова, герои этих двух песен реальные исторические личности. Их родина южная «украйна» (то есть, окраина) Русского государства, если точнее, нынешний Орловский край. Именно здесь располагалась тогда Камаринская волость с древней Радогощью и появившимися позже Севском (камаринской столицей), Дмитровском и Курском. В 16 веке она была, в основном, заселена «каморниками» - так назвали в то время людей убогих, не имевших своих домов и ютившихся в чужих избах.

В Камаринскую волость в большом количестве прибывали всякого рода беглые преступники, которые хорошо знали, что на «украйне Руси» их ловить не будут – сам Иван Грозный так распорядился. В результате эта свободная от власти и закона территория представляла из себя «пеструю смесь племен, наречий и состояний». В смутное время 1598-1613 годов, ознаменовавшееся русско-польской, русско-шведской, гражданской войнами и безвластием, неуправляемая Камаринская волость сыграла не самую лучшую роль на политической арене, став ярким примером государственной измены. Здесь нашли искреннюю поддержку оба Лжедмитрия (самозванцы, претендовавшие на царский трон), а в восстании Ивана Болотникова, двинувшего свои войска на Москву, камаринцы были в первых рядах. В 1604 году они с большим удовольствием сдали двух своих севских воевод Гришке Отрепьеву – первому из самозванцев.

Камаринская волость была территорией, свободной не только от закона, но и от крепостного права. Поэтому, помимо воров, убийц и разбойников, сюда стекались крепостные крестьяне, бежавшие от своих деспотов-помещиков. Как раз этим объясняются такие строчки в песне «Камаринская»:

«Ах ты, с…кин сын,
Вор – камаринский мужик,
Он не хочет, не желает
Своей барыне служить!
Он бежит-бежит,
Да спотыкается,
Да над барынею, над сударынею
Потешается!».

В плясовой песне «Барыня», которую Мартемьянов называет частью «Камариады», барыня уже не всесильная и властная помещица, от которой вынужден бежать мужик, а жалкая и поруганная женщина, которую ее бывший холоп осыпает оскорблениями:

«Как на барыне-ль солоп,
(Вредит) барыне холоп,
На барыне-ль чепчик –
…………………. немчик.
К нашей барыне косой
Приласкался дед Сысой (…)
Она всякому…………
С интересом пристает,
Ее ж главный интерес
Идет с правдою вразрез…».

Речь здесь, по-видимому, идет об одной из обедневших помещиц, которых на южнорусских землях было в то время немало. Они уже не имели никакого веса в обществе, и их бывшим холопам нечего было бояться. Поэтому в «Барыне» разудалый камаринский мужик не стесняется в выражениях, характеризуя свою «барыню-сударыню». И этим вызывает явную симпатию слушателей, хотя всем понятно, что сам он последний забулдыга, проходимец и прохвост.

В своем исследовании Т. А. Мартемьянов называет «Камариаду» «династийно-сословной драмой, разыгравшейся в Московском царстве на рубеже 16-17 веков», частичкой бесшабашно-удалой русской народной поэзии. Но, пожалуй, самое удачное сравнение – это «гимн неунывающих камаринцев, их национальная песня».

Ведь неспроста в 1848 году известный русский композитор Михаил Глинка превратил бессмертную «Камаринскую» в классическое произведение, написав симфоническую фантазию под одноименным названием. С того времени камаринский мужик стал известен всему миру.