Два года назад исполнилось 200 лет со дня рождения Афанасия Фета – одного из самых ярких представителей российской поэзии конца 19 века. Фигура Фета на общем фоне русской литературы того периода выглядит загадочно и неоднозначно, ведь неспроста его не принимали и даже травили в свое время Тургенев, Достоевский, Некрасов и другие его коллеги. По их мнению, главная «вина» Фета была в том, что он являлся приверженцем чистого искусства и не разделял гражданской позиции своих знаменитых современников. Но не только это их настораживало. Фет, мягко говоря, был странным человеком. Он словно проживал одновременно несколько жизней и состоял из несколько совершенно независящих друг от друга личностей. Попробуем разобраться в каждой из них, но сначала заглянем в его детство и отрочество, которые наложили неизгладимый отпечаток на его дальнейшую судьбу.

Лишен дворянского титула

Будущий великой поэт Афанасий Афанасьевич Фет родился 23 ноября 1820 года в усадьбе Новоселки Мценского уезда Орловской губернии, принадлежавшей его отцу потомственному дворянину Афанасию Неофитовичу Шеншину. Первоначально мальчик носил фамилию отца, но в 14 лет был лишен и ее, и дворянского титула, и права наследования. Он стал Фетом. Такое решение приняла Орловская духовная консистория, основываясь на том, что православное венчание его родителей произошло лишь через два года после рождения Афанасия. Дело было в том, что Шеншин женился на Шарлотте Фет, разрушив ее брак с немцем Иоганном Фетом. Они обвенчались в Германии по лютеранскому обычаю и Афанасий Неофитович увез жену в Россию. Вскоре у них родился сын, которого назвали в честь отца. Однако многие исследователи жизни и творчества поэта уверены в том, что мальчик был сыном Иоганна Фета.

Через 14 лет ревизия документов Орловской духовной консистории показала, что младший Шеншин рожден в лютеранском браке, поэтому не имеет законного права считаться сыном русского дворянина. В один момент Афанасий оказался безродным. И хотя Афанасий Неофитович Шеншин от сына не отказался и по-прежнему его любил, устоявшийся мир подростка рухнул. Происшедшее было для него настолько сильным потрясением и оскорблением, что буквально всю свою жизнь он посвятил тому, чтобы восстановить справедливость – вернуть фамилию Шеншин и статус дворянина.

Поэт в военной форме

В 1838 году Афанасий Фет поступил сначала на юридический, а затем историко-филологический факультет Московского университета. Но учился неважно, поскольку все свое время отдавал сочинению стихов. Как-то он решился показать свои произведения профессору Погодину, а тот в свою очередь отнес их Николаю Васильевичу Гоголю. Уже известный в то время писатель признал дарование Фета. Поддерживали его и университетские друзья Яков Полонский и Апполон Григорьев. Воодушевленный этим молодой поэт решился опубликовать свои сочинения и в 1840 году издал свой первый сборник «Лирический пантеон». Публика приняла его довольно холодно, но критики отнеслись благосклонно. Фета заметили, его стихи стали публиковаться в популярных московских журналах. Казалось, российская литература получила нового талантливого поэта, популярность которого будет только расти. Но неожиданно Фет принял решение, ошеломившее всех окружающих: он поступил на военную службу. Причина такого шага крылась в том, что в армии, дослужившись до офицерского чина, можно было получить дворянское звание. А это, как мы уже знаем, было главной жизненной целью Фета. Ради этого он даже отказался от единственной настоящей любви в своей жизни – Марии Лазич. Он често признался ей, что не может жениться на девушке без приданого, поскольку сам находился в бедственном положении и не смог бы содержать семью. Через некоторое время Мария Лазич сгорела заживо - в буквальном смысле этого слова. По официальной версии ее платье загорелось то ли от спички, то ли от свечи, но окружающие были уверены, что девушка совершила самоубийство.

Много лет спустя Фет в своем стихотворении «Alter Ego» напишет: «Ты душою младенческой все поняла, что мне высказать тайная сила дала. И хоть жизнь без тебя суждено мне влачить, но мы вместе с тобой, нас нельзя разлучить».

В 1853 году Афанасия Фета перевели в лейб-гвардии Уланский полк, который был расквартирован под Петербургом, и у него появилась возможность часто бывать в столице. Радости его не было предела: теперь он мог общаться с известными представителями русской литературы, такими как Тургенев, Гончаров, Толстой. Он стал публиковаться в журнале «Современник», возглавляемом Некрасовым, в «Отечественных записках», занялся переводами с иностранных языков. Материальное положение Фета значительно улучшилось, но титул дворянина все еще был недоступен. По злой иронии судьбы воинское звание, которое давало право на этот статус, постоянно отодвигалось. Сначала он должен был дослужиться до майора, а когда цель уже была почти достигнута, планку подняли до полковника. Отчаявшись, Фет покинул военную службу и в 1957 году женился на сестре своего друга Марии Петровне Боткиной, получив при этом приличное наследство.

В 60-х годах литературная карьера Афанасия Фета практически остановилась. В то время в обществе усилились революционно-демократические настроения, сторонником которых стал и журнал «Современник». Тогда в издание пришли Добролюбов и Чернышевский, которые были уверены, что искусство обязано придерживаться твердой гражданской позиции. Некрасов их поддерживал, а Фет упорно избегал в своем творчестве общественных тем и по-прежнему оставался сторонником чистого искусства, чем вызывал шквал негодования. Коллеги писали на его стихи злые пародии, его практически перестали публиковать. Чернышевский выразил общее мнение: «Фет хороший поэт, но пишет пустяки».

Возвращение на родину

Фет разорвал отношения с «Современником» и уехал на родину в Орловскую губернию. В 1860 году, за год до отмены крепостного права, он купил недалеко от родительской усадьбы обнищавшее имение Степановка. Вопреки всем пессимистическим прогнозам, он за несколько лет превратил его в процветающее хозяйство, которое стало давать хорошие доходы. Работать на земле Фету нравилось не меньше, а возможно даже больше, чем слагать стихи. Он с упоением обустраивал свою усадьбу: выкопал пруд, построил конный завод и пасеку, разводил скот, торговал зерном и в результате быстро разбогател. Получил должность мирового судьи, стал заниматься общественными делами и благотворительностью. К примеру, на свои средства построил в соседнем селе Долгое больницу для бедных крестьян, которая действовала до 70-х годов прошлого века.

Свой литературный талант Фет тоже поставил на практическую основу: начал писал статьи с советами о правильном ведении сельского хозяйства. Гостями семьи Фетов частенько бывали Иван Тургенев и Лев Толстой. Был здесь и Некрасов – так Фет называл своего ослика, на котором разъезжал по усадьбе.

Вновь Шеншин и вновь дворянин

В 1873 году Афанасию Фету удалось достичь своей цели, к которой он стремился всю жизнь: ему вернули фамилию Шеншин и дворянский титул. Это сделал лично император Александр II. После этого поэт стал буквально требовать от окружающих, чтобы его называли только Шеншиным, а фамилию Фет оставил лишь в виде литературного псевдонима. Он писал: «Я между плачущих Шеншин, а Фет я только средь поющих». Такой шаг вызвал новую волну насмешек. Не удержался и Тургенев, заметивший: «Как Фет вы имели имя, а как Шеншин вы имеете только фамилию». Но Фета-Шеншина эти выпады мало волновали, он был счастлив, что добился, наконец, своей цели и восстановил справедливость.

К тому же поэт давно привык, что его двойственная, противоречивая натура не дает покоя окружающим и вызывает много кривотолков. Современники, признавая его несомненную поэтическую гениальность, отмечали, что в Фете словно сидят два совершенно разных человека. Первый глубоко затрагивает вопросы мироздания и говорит на языке ускользающих поэтических образов, а другой толкует о плугах, урожае и конном заводе. Его друг Яков Полонский писал об этом так: «...Я заподозрю, что внутри тебя сидит другой, никому невидимый и нам, грешным, невидимый, человек, окруженный сиянием, с глазами из лазури и звезд, и окрыленный... Ты все отрицаешь, а он верит!.. Ты презираешь жизнь, а он, коленопреклоненный, зарыдать готов перед одним из ее воплощений...".

В поэзию Афанасий Фет вернулся лишь в конце 70-х годов. Снова начал много писать, выпустил сборник стихов «Вечерние огни». Однако в широких кругах его стихи не пользовались популярностью, их многие не понимали и считали «поэзией ради поэзии». Это давило на психику поэта, загоняло его в депрессию. В ноябре 1892 года он попытался покончить с собой, был с трудом удержан от этого шага своей горничной. Но после этого прожил всего несколько минут: сердце его не выдержало потрясения, он скончался в собственном кресле.

Николай Некрасов, который когда-то лично участвовал в его травле, написал после его смерти: «Смело можем сказать, что человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою ее ощущениям, ни в одном русском авторе после Пушкина не подчеркнет столько поэтического наслаждения, сколько доставит ему господин Фет».

Где побывать и что посмотреть:

-    Памятная табличка, пруд и остатки старинного колодца на месте бывшей усадьбы А.А. Фета в Степановке (Мценский район).

-    Развалины больницы, построенной А. А. Фетом в с. Долгое (Мценский район).

-    Отреставрированный парк на месте бывшей усадьбы Шеншиных в д. Волково (Мценский район).

-    Памятник А. А. Фету (г. Орел, ул. Салтыкова-Щедрина, около Дома писателей).