Некоторое время назад наша пресса писала, что в рамках проекта по разработке российских автомобилей представительского класса планируется возрождение отечественного бренда «Руссо-Балт» и создание новой автомобильной марки «Орел». Насчет завода «Руссо-Балт» вопросов нет, он действительно существовал до революции 1917 года и выпускал отечественные автомобили. А вот говорить, что марка «Орел» - это нынешнее ноу-хау, не совсем правильно. Еще в 1913 году в мастерских орловского купца Михаила Хрущева было выпущено пять одноименных автомобилей. До массового производства дело не дошло, но на это были объективные причины: первая мировая война, революция, национализация… Ну, и дальнейшие их последствия.

Пока наша страна разбиралась со своими внутренними конфликтами и рушила экономику в угоду политическим амбициям, Европа уверенно развивала свое автомобилестроение. Такие концерны как Peugeot, Tatra, Opel, Skoda, Renault, Fiat и другие, взявшие старт в начале 19 века, продолжали успешно завоевывать мир.

Шаг за шагом

Справедливости ради надо сказать, что попытки обогнать в этом деле Европу у нас предпринимались всегда. Еще в 18 веке появились первые «самоходки» изобретателей-самоучек Шамшуренкова и Кулибина. Правда автомобилями их вряд ли можно было назвать, поскольку они приводились в движение исключительно за счет мускульной силы человека. Трехколесная самодвижущаяся повозка Кулибина была, скорее, прообразом велосипеда, так как водителю приходилось беспрерывно давить на педали.

Первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания в России увидели лишь в 1891 году. Его привез из Парижа в Одессу издатель Василий Навроцкий. А потом появилась открытая двухместная машина с очень неудобным рычагом управления вместо руля. Реакция простых людей на автомобили была довольно странной: они забрасывали «механические чудовища» камнями, а то и топорами, поэтому их приходилось охранять полицейским. Кстати, в Великобритании тогда действовал парламентский закон, согласно которому перед каждым движущимся автомобилем бежал мальчишка с красным флагом, предупреждающий прохожих об опасности.

В Петербурге первый зарубежный автомобиль появился в 1891 году. Но владел им не император, который все еще ездил в карете, запряженной лошадьми, а архитектор Жургалев. Зато когда первое лицо государства «распробовало» изюминку мирового прогресса, императорский гараж начал стремительно заполняться автомобилями самых разных марок. Но это были исключительно заграничные бренды.

Первая модель отечественного автомобиля была представлена на Нижегородской выставке лишь в 1896 году. Его авторами и создателями были предприниматели Яковлев и Фрезе. У первого был собственный машиностроительный завод, а у второго – экипажная фабрика. Их совместное детище весило 300 кг и могло проехать без дозаправки 10 км, развивая скорость до 21 км в час. Но судьба пионера отечественного автопрома оказалась недолгой. Через два года Яковлев умер, и Фрезе продал производство Русскому Балтийскому заводу (тому самому «Руссо-Балту»).

Тех, кто считает сегодняшние электромобили новинкой автомобильной промышленности, отошлем в год 1899-й. Именно в это время в России появились первые электромобили Ипполита Романова, развивавшие скорость до 37, 4 км в час. Они изготавливались как в виде кэбов, так и в виде омнибусов и использовались как общественный транспорт. Тоже, кстати, просуществовали недолго, поскольку эксплуатация электрических аккумуляторов оказалась дорогим удовольствием. Вслед за ними благополучно почили автомобили на пару – на основе громоздких и тяжелых паровых установок никак не получалось создать компактную и простую машину. В этой беспощадной технической гонке вперед вырвались автомобили с бензиновыми двигателями. Большой вклад в их разработку внес русский изобретатель Борис Луцкой, разработки которого были признаны «лучшими бензиномоторами».

В начале 20 века автомобильное производство уже активно развивалось на знакомом нам Русском Балтийском заводе и на заводах «Дукс» и «Лесснер». Но практически все машины делались на зарубежной основе, лишь салон был отечественным. И только на заводе предпринимателя Ивана Пузырева производились стопроцентные российские автомобили – целиком из собственных комплектующих.

«Орел» Михаила Хрущева

Со временем производством отечественных автомобилей «заболела» и провинция. К примеру, в Орле открылись мастерские бывшего помещика, изобретателя-энтузиаста Михаила Хрущева, в которых, по словам его современников, «расцветали великие идеи». Хрущев считал своей задачей создание российского автомобиля простейшей конструкции с двигателем воздушного охлаждения и практически достиг цели. Два года он разрабатывал проект, а летом 1913 года выпустил первый автомобиль под маркой «Орел». Но, как уже отмечалось, было сделано всего пять автомобилей, до массового производства дело не дошло.

К слову, годом ранее через территорию Орловской губернии прошел автопробег «Петербург – Москва – Брянск – Орёл – Тула – Серпухов – Москва». Помимо отечественных производителей в нем участвовали 54 зарубежные фирмы, среди которых были Renault, Benz, Fiat, Opel, Skoda, Zaurer, Adler и другие. Но если дорога от Петербурга до Москвы далась участникам пробега достаточно легко, то орловщина стала настоящим испытанием на прочность. Особенно отличился Мценск, дороги которого оказались непреодолимыми даже для грузовиков – на гору их втаскивали при помощи 14 лошадей. Позже кто-то из участников автопробега написал: «Мценск живописен лишь издали. Проезжая по его улицам, наши автомобили буквально утонули в чёрной грязи, а дождя не было». Вот такой любопытный факт.

Первые ПДД

С увеличением количества автомобилей на дорогах появилась необходимость в административном урегулировании их движения. Особенно настаивали на этом извозчики, которые утверждали, что их лошади пугаются хаотичного движения машин. Были также случаи наезда на пешеходов, хотя скорость автомобилей не превышала 10-30 км в час. В связи с этим в 1900 году в Петербурге были разработаны первые правила дорожного движения, часть из которых действует до сих пор. В них было записано, что на каждом автомобиле необходимо установить фары, звуковой сигнал, глушитель, передние и задние номера. Управлять автомобилем имели право люди не младше 21 года, владеющие русским языком, умеющие читать, писать и сдавшие экзамен по вождению. В 1911 году появились первые дорожные знаки: неровная дорога, опасный поворот, пересечение равноправных дорог и железнодорожный переезд со шлагбаумом.

Вместо эпилога

После революции 1917 года производство отечественных машин долго находилось на нуле. Первый автомобиль «ГАЗ-А» (лицензионная копия «ФОРД-А») был произведен лишь в 1924 году. С того времени началась история советского автомобилестроения. Однако для простых граждан СССР личная машина еще долго оставалась непозволительной роскошью, а ее приобретение грозило обернуться пристальным вниманием со стороны КГБ. Ситуация начала меняться лишь в 60-е годы - с началом массового производства «Жигулей». Но это уже совсем другая история.