Знаете ли вы, кто открыл миру Кандинского, Шагала, Малевича и других художников российского «серебряного века»? Это сделала первая галеристка Санкт-Петербурга Надежда Добычина. Ее «Художественное бюро» было необычайно популярным и довольно скандальным культурным заведением в столице Российской империи 1910-х годов. Добычина стала основательницей нового для страны явления – артрынка. Но развить свое дело не успела по причине катаклизмов, накрывших Россию в начале 20 века. Первая мировая война, пролетарская революция и длительная эпоха соцреализма этому не способствовали. По большому счету российский артрынок заработал только после перестройки 90-х. Но, к сожалению, его основательницы к тому времени уже не было в живых…

Надежда Добычина (в девичестве Фишман) родилась в 1884 году в Орле в небогатой мещанской семье. В 19 лет она переехала в столицу и поступила на курсы Санкт-Петербургской биологической лаборатории. В 1905 году, не прерывая учебу, вышла замуж за орловского дворянина Петра Добычина, с которым еще до брака успела побывать за решеткой за «пропаганду среди кронштадских моряков». Не кисейная, как  видим, была барышня.

Вполне возможно, что революционная деятельность могла захватить Надежду Добычину, но судьба распорядилась по-другому: на курсах Петербургской биологической лаборатории она познакомилась с Николаем Кульбиным - главным врачом императорской армии и художником-любителем. Разглядев в девушке деловую жилку, Кульбин предложил ей заняться организацией своих выставок и лекций. И Надежда его не подвела, хотя в те годы даже зал для таких мероприятий в Петербурге сложно было отыскать. Но она умудрялась находить - знакомилась с нужными людьми, входила в доверие, договаривалась… Это время, наполненное контактами с представителями художественной среды, власти и прессы, стало для Добычиной своего рода трамплином к ее будущей деятельности.

В 1911 году она открывает «Художественное бюро Н. Е. Добычиной», которое было первым заведением в Петербурге, осуществлявшим посредничество между молодыми художниками и любителями живописи. Оно давало возможность представителям современного искусства показывать и продавать свои работы. Искусствоведы утверждают, что именно в «Художественное бюро Н. Е. Добычиной» впервые были показаны работы Марка Шагала, Василия Кандинского, Наталии Гончаровой, Юрия Анненкова и «Черный квадрат» Казимира Малевича. Надежда Евсеевна была настоящим пропагандистом авангардизма 1910-х годов. Многие говорили тогда о так называемом «добычинском периоде» в русском искусстве. Ее «Бюро» было одной из немногих независимых площадок, где представители модных направлений в живописи (далеко не всеми понимаемые и принимаемые) могли самореализоваться. Добычина не шла на поводу у общественного мнения, в большинстве своем ретроградного, поэтому ее проекты нередко вызывали скандалы. Так было, к примеру, с выставкой работ Наталии Гончаровой, поднявшей шквал непонимания и осуждения. Но, несмотря на подобные казусы, «Художественное бюро Н. Е. Добычиной» почти десять лет было необычайно популярным заведением среди петербургской интеллигенции. Здесь проводились не только выставки, но и музыкальные концерты, литературные вечера, спектакли. К примеру, в 1913 году в его стенах работала студия Мейерхольда.

Благодаря своей уникальной интуиции, Добычина безошибочно выбирала из молодых и малоизвестных художников тех, которые впоследствии обретали мировую славу. Но не только молодежь выставлялась в ее галерее. Были и те художники, чьи имена знали все: Александр Бенуа, Николай Рерих, Константин Сомов, Кузьма Петров-Водкин, Валентина Ходасевич и другие. Со многими из них модная галеристка не только сотрудничала, но и дружила, к примеру, с семьей Бенуа. Один из ее многочисленных портретов был написан младшим Бенуа – Николаем. Изобразил ее и Константин Сомов. Позже еще один портрет Добычиной был написан художником Александром Головиным, сегодня он хранится в Государственном Русском музее.

После пролетарской революции «Художественное бюро Н. Е. Добычиной» продержалось всего два года. Но после его закрытия Надежда Евсеевна не отказалась от дела своей жизни – в 30-40-х годах она заведовала Художественно-промышленной школой, была сотрудником Русского музея в Ленинграде, а после переезда в Москву работала в Музее Революции. Умерла первая российская галеристка в 1950 году в Москве.

Долгое время имя Надежды Добычиной было почти забыто. Но недавно Музей русского импрессионизма заставил вспомнить об этой уникальной женщине, организовав выставку «Выбор Добычиной», которая познакомила посетителей с работами из личной коллекции галеристки и основными проектами «Художественного бюро» с 1912 по 1919 годы. Одна из выставок этого периода - «Выставка финского искусства» была организована в революционном 1917 году. На ней побывал писатель Иван Бунин, который написал потом в своих «Окаянных днях»: «До картин ли нам было тогда, но оказалось, что до картин (…) Собрался весь Петербург…».

Кстати, когда в Орле подрастала организатор этой выставки и первая русская галеристка Надежда Добычина, Бунин работал журналистом в местной газете «Орловский вестник». Вот такое необычное пересечение судеб...