Не за горами самые любимые праздники россиян – Новый год и Рождество. Как правило, большинство наших соотечественников до сих отдают предпочтение новогоднему торжеству, а рождественские дни отмечают, как говорится, по остаточному принципу - так уж повелось со времен советской власти, «отменившей» на долгие десятилетия церковные праздники. И только для глубоко верующих людей Рождество Христово было и остается главным событием.

А как отмечали эти праздники в дореволюционной России, в том числе, в Орловской губернии? Заглянем в глубины истории.

Накануне Рождества

До 1918 года Россия жила по Юлианскому календарю, поэтому Рождество Христово наступало в ночь с 24 на 25 декабря, завершая собой строгий рождественский пост. После этого шли двенадцатидневные Святки, которые заканчивались Крещением. Новый год тогда назывался по-другому – Васильев вечер (по имени святого Василия Кесарийского, чью память православная церковь чтит 1 января). Его тоже праздновали, но не так широко, как Рождество. Череда зимних праздников длилась больше двух недель, и в этот период наши предки не отказывали себе ни в чем. Орловская губерния не была исключением.

Накануне Рождества довольно скромно отмечался Сочельник. В этот день женщины вставали ни свет, ни заря, чтобы разжечь новый огонь и набрать в колодце новую воду, которая, как считалось, обретала целебные свойства. На ней готовили двенадцать постных блюд, среди которых непременно присутствовали кутья и блины. Все это съедалось вечером за семейным столом, где отдельно ставились блюда для умерших родственников. Нельзя было также забывать о больных, бедных и убогих, с ними следовало поделиться едой и деньгами.

Перед тем, как сесть за праздничный стол, старшие члены семьи освящали дом и хозяйственные постройки, обходя их с хлебом, медом и чесноком. Особое внимание уделялось домашнему скоту, который заботливо угощали кашей и свежим хлебом. В целом вечер Сочельника проходил чинно и благородно и заканчивался совместным походом в церковь на всенощное богослужение.

Но уже на следующий день с большим размахом происходило разговение. Столы ломились от мясных блюд, среди которых обязательно были жареный поросенок, домашняя птица, колбаски, холодец и многое другое. Так отмечалось Рождество, за которым следовали святочные дни и колядки. В это время народ, как говорится, «гулял по полной», но не забывал посещать церковные службы.

Коляды и гадания

В первое святочное утро молодежь отправлялась колядовать. Ходили гурьбой по дворам, устраивая настоящие представления. Гостям полагалось щедрое угощение, которое готовилось заранее и в больших количествах (заглянуть во двор могли несколько компаний за день).

В каждом уезде Орловской губернии существовали свои правила колядок и свои прибаутки. К примеру, в Кромском уезде молодежь, выпрашивая угощения, приговаривала: «Коляда, Коляда! Пришла Коляда у Ивана двора. Дай вам, Боже, лошадь с жеребеночком, корову с теленочком, свинью с поросеночком». А в Севском уезде действовали гораздо жестче: буквально выбивали у хозяев подарки палками, хотя и в шутку. По вечерам, собрав мешки подарков, молодежь собиралась на гадания, без которых Святки были не Святки.

Жестокие мужские игры

Но не все праздничные забавы были такими безобидными. К примеру, мужское население Орла «выпускало пар», устраивая травлю собак и петухов и выходя на жестокие кулачные бои, которые для некоторых становились последними в жизни. Вот как описывал эти побоища Николай Лесков: «А на кулачки биться мещане с семинаристами собирались или на лед, на Оке, под мужским монастырем, или к Науготской заставе: тут сходились и шли, стена на стену, во всю улицу. Бивались часто на отчаянность. Правило такое было, чтобы бить подвздох, а не по лицу, и не класть в рукавицы больших медных гривен. Но, однако, это правило не соблюдалось. Часто случалось, что стащат домой человека на руках, отысповедовать не успеют, как уже преставился. А многие оставались, но чахли».

Вот такими жестокими были праздничные мужские игры.

Васильев вечер и Новый год

Как уже было сказано, с 31 декабря на 1 января отмечался Васильев вечер (по нынешнему Новый год). Он был настолько щедрым на угощения, что некоторым из гостей становилось плохо от переедания. Спиртное лилось рекой, от чего назавтра многие просыпались не в своей постели, а где-нибудь на обочине дороги. Удержавшиеся на ногах наутро отправлялись на ярмарку и продолжали гулять, устраивать состязания и участвовать в театрализованных представлениях. А молодежь вновь отправлялась по дворам – на этот раз «посевать» зерно, разбрасывая его с пожеланиями добра и процветания. После этого парни и девушки выходили на берег Оки и кликали зиму, приговаривая: «Старый год, уходи, новый год, приходи, себя покажи!» Привычные нам новогодние елки тогда никто не устанавливал. Эта заграничная традиция, введенная в 1700 году императором Петром I, в России не прижилась, возродилась лишь в конце 19 века.

Юлианский календарь действовал в России до 1918 года, пока Совнарком не утвердил переход на календарь Григорианский. После 31 декабря 1918 года вдруг сразу наступило 14 февраля 1919 года, нарушив привычный ход времени и устоявшиеся традиции. Рождество Христово переместилось на 7 января, но его, как и новогодние праздники, большевики попросту отменили, чтобы не отвлекать советский народ от достижения главной цели – строительства коммунизма. Новый год потом вернули, но произошло это только в 1935 году.