Повесть Александра Пушкина «Пиковая дама» о старой графине, знавшей тайну трех карт и раскрывшей ее только после своей смерти, наделала в Санкт-Петербурге много шума. Игроки принялись экспериментировать за карточными столами, а светское общество - активно обсуждать, кто же стал прототипом главной героини. Большинство склонялось к тому, что это была княгиня Наталья Петровна Голицына. Пушкин писал в 1834 году: «Моя «Пиковая дама» в большой моде. При дворе нашли сходство между старой графиней и княгиней Н. П. и кажется не сердятся». Александр Сергеевич беспокоился не зря: недовольство Голицыной могло обрушить на него массу неприятностей, ведь княгиня была, пожалуй, самой влиятельной фигурой в Петербурге после императора. Попасть «в лучший дом столицы» и удостоиться внимания «княгини Мусташ» («усатой княгини»), прозванной так за густую растительность на лице, считалось большой честью. Без нее не обходился ни один светский бал, и у кого бы он ни проходил, главной хозяйкой на нем всегда была Голицына, способная без особых усилий формировать общественное мнение. Один только взгляд ее мог либо осчастливить человека, либо закрыть перед ним все двери.

«Московская Венера»

А ведь когда-то эта роковая старуха была очаровательной девушкой, в которой все души не чаяли! Она родилась в 1741 году в семье российского дипломата графа Петра Чернышева, который обрел высокое положение благодаря своему отцу Григорию Петровичу Чернышеву, некогда служившему денщиком у Петра I. Чернышев по большому счету ничего из себя не представлял, но служил усердно, поэтому император женил его на представительнице древнего дворянского рода Евдокии Ржевской. Его подарком на свадьбу были 4 тысячи крестьянских душ. Петр I долгое время продолжал опекать молодую семью, одаривая каждого родившегося ребенка не только деньгами, но и деревнями. Особыми милостями пользовались Чернышевы и у наследницы престола Елизаветы Петровны, в результате чего стали одной из самых влиятельных и богатых семей России, обеспечив своим детям и внукам высокое положение в обществе и приличное состояние.

Наталья Петровна Чернышева провела свою юность в Англии, где в дипломатической миссии служил ее отец. Она получила прекрасное европейское образование, свободно общалась на четырех языках (правда, не вполне владела русским), отлично танцевала и виртуозно держалась в седле. Была не то чтобы очень хороша, но весьма привлекательна и всегда имела успех.

Из Англии отца Натальи направили во Францию – посланником российского императора при дворе Людовика XV. Девушка блистала в Версале на придворных балах, запросто общалась с самим королем. Но через шесть лет, в 1762 году, дипломатическая карьера Петра Григорьевича Чернышева закончилась, и семья вернулась в Россию. Его дочь не особенно печалилась отъездом, ведь она становилась фрейлиной императрицы Екатерины II.

В возрасте 25 лет Наталья Чернышева выходит замуж за 35-летнего князя Владимира Голицына. Сама императрица благословляет ее, украшает прическу невесты бриллиантами и присутствует на венчании в придворной церкви.

Состояние мужа Натальи было большим, но весьма запущенным. Предприимчивая молодая супруга тут же взяла дело в свои руки и вскоре привела хозяйство в порядок. Многочисленные имения стали давать хорошие доходы, позволяющие семье жить в достатке - соответственно ее положению в обществе.

Но Европа снова манит Наталью Петровну, ведь там она провела свои лучшие годы. Она уговаривает мужа пожить за границей. Екатерина II отъездом Голицыных недовольна, но упрямая княгиня настаивает, объясняя свой поступок заботой об образовании детей и беспокойством о здоровье супруга. В 1783 году семья Голицыных отбывает в Париж. Наталья Петровна снова блистает на светских приемах, где ее называют «Московской Венерой», и при дворе Марии Антуанетты.

Орловская помещиц

Через семь лет жизни в Париже семья Голицыных возвращается в Петербург и приобретает большой особняк на Малой Морской улице. Уже немолодая княгиня Наталья Петровна с легкостью восстанавливает свое влияние при императорском дворе, которым все еще правит Екатерина II. Наряду с этим она успешно занимается хозяйственными делами – оснащает современной техникой семейные фабрики, а в поместьях вводит новые сельскохозяйственные культуры, в том числе, картофель.

Из многочисленных имений помещицы Голицыной два находятся в Орловской губернии - в селах Парамоново и Льгов, имеется также дом в Орле. Крестьяне барыню Наталью Петровну недолюбливают – уж больно она жадна и без меры притесняет своих крепостных. Говорят даже, что в первом варианте текста знаменитой «Камаринской», именно о ней поется, что «такой-сякой камаринский мужик» (оригинальное выражение по определенным причинам не озвучиваем) «отказался барыне служить».

После смерти мужа в 1798 году она становится полноправной владелицей огромного состояния, но при этом необычайно скупой и прижимистой. К примеру, сыну Дмитрию, герою войны 1812 года и знаменитому генерал-губернатору Москвы, которому по статусу полагается проводить официальные и светские приемы на собственные средства, мать высылает так мало денег, что сам император Николай I вынужден просить ее увеличить сумму. Впрочем, остальных детей и родственников княгиня тоже держит на голодном пайке.

С годами скупость Голицыной растет, она экономит даже на балах – подает гостям лишь вино, не накрывая столов. Разумеется, это вопиющее нарушение светского этикета, которое никто не может себе позволить, но «усатой княгине» прощается все. Как говорится, что дозволено Юпитеру, не дозволено быку.

Превращение в Пиковую дам

Чтобы перейти к теме «Пиковой дамы» нам придется вернуться во времена, когда супруги Голицыны с детьми жили в Париже. В светском салоне Натальи Петровны всегда было много гостей, среди которых выделялся авантюрист и алхимик граф де Сен-Жермен (российские кинозрители знают его как графа Калиостро по необычайно популярному в 80-е годы фильму Марка Захарова «Формула любви»). Любительница игры в карты княгиня Голицына частенько проигрывает по-крупному и однажды просит Сен-Жермена одолжить ей денег. Тот денег не дает, но открывает тайну трех мистических карт - тройки, семерки и туза, после чего Наталья Петровна с блеском отыгрывается. Вот она, завязка «Пиковой дамы» Пушкина!

Секрет, переданный Сен-Жерменом, княгиня хранит долгие годы, пока ее внук не приходит к ней с той же просьбой: одолжить денег, чтобы погасить карточный долг. Бабушка денег, конечно, не дает, но называет три волшебные карты. Внук в большом выигрыше, но по простоте душевной разбалтывает бабушкин секрет. И не кому-нибудь, а своему знакомому Александру Пушкину, которого знает как заядлого игрока в карты. Не учел парень, что при всех своих увлечениях Пушкин еще и гениальный писатель и поэт. В результате через некоторое время Петербург зачитывается повестью «Пиковая дама», в которой беспринципный инженер Германн, желающий разбогатеть, доводит до смерти старую графиню, выпытывая у нее название трех волшебных карт. Графиня уносит свою тайну в могилу, но после кончины является к убийце и загробным голосом вещает: «тройка, семерка, туз!». К сожалению, Германну эта информация уже ни к чему, поскольку от вида призрака он сходит с ума.

Вот такая простая и ужасная история, имеющая продолжение, которое трудно не назвать мистическим. Княгиня Наталья Петровна Голицына, прожившая без малого сто лет, умирает в 1837 году. В тот же год на дуэли погибает классик русской литературы Александр Сергеевич Пушкин. Ну, как тут не поверишь в проклятие трех карт?