Краткая справка

Название объекта: Исток реки Оки.
Статус: Природный памятник регионального значения.
Место нахождения: Орловская область, Глазуновский район, д. Александровка.

Начало «самой русской реки»

Ока, по определению писателя Константина Паустовского, «самая русская река», и с этим трудно поспорить. Полторы тысячи километров величаво течет она по средней части России, по пути вбирая в себя воды орловского Орлика, тульской Упы, калужской Угры, рязанской Пары, легендарной Москвы-реки и множества других мелких рек и ручейков. Жители семи областей страны считают Оку своей рекой, даже нижегородцы, на глазах которых она впадает в полноводную Волгу. Хотя это еще вопрос, что и куда впадает. На месте слияния двух рек Ока на 187 километров протяженнее Волги, а с научной точки зрения получившаяся при этом река должна носить имя того притока, который длиннее и полноводнее. По всему выходит, что именно Ока впадает в Каспийское море, а не Волга. Но исторически, увы, сложилось наоборот.

Так чья же она, эта загадочная Ока? Кто имеет законное право называть ее своей рекой? Конечно же, жители Орловской области! Ведь «самая русская река» рождается с крохотного ручейка именно на их земле – в окрестностях деревни Александровка Глазуновского района. Хотя, по некоторым сведениям, обустроенный и освященный родник в районе деревни Александровка, к которому сегодня стекается множество туристов, является всего лишь символическим истоком Оки. А настоящий, по утверждению местных жителей, невидим глазу, хотя и находится совсем рядом. Говорят, когда-то люди закопали его из страха, что он может ударить из-под земли с огромной силой и затопить окрестности. Чтобы этого не произошло сегодня, место рождения Оки денно и нощно охраняют деревянные фигурки сказочных героев – храбрых витязей, хитрого Лешего, коварной бабы Яги, красавицы-русалки, маленьких гномов и находчивого Колобка.

Земля вятичей

Экскурсоводы расскажут вам, что с VIII по XII век эти места населяли свободолюбивые и воинственные племена Вятичей. На свои земли они никого не допускали, жестоко расправлялись со всеми нарушителями границ, поэтому торговцам и чиновникам, которые отправлялись из Мурома в стольный град Киев, приходилось ехать через Смоленск, хотя дорога эта была вдвое длиннее.

Помните былину об Илье Муромце и Соловье-разбойнике? В ней русский богатырь отправляется в Киев короткой дорогой - через орловские леса, хотя все его старательно отговаривают. Мол, в этих лесах обитает Соловей-разбойник, который грабит и убивает любого, кто осмелится ступить в его владения. Илья, как известно, все предупреждения игнорировал, а Соловья-разбойника победил и доставил в Киев к великому князю Владимиру. Все были восхищены его подвигом, потому что раньше таких смельчаков на Руси не находилось.

Почему бы не предположить, что тот Соловей-разбойник являлся представителем племени Вятичей, ведь обитал он именно на их территории? В таком случае он, скорее всего, был дозорным на границе и своим свистом, нагоняющим на всех смертельный ужас, предупреждал сородичей, что на их землю вторгся чужак. И те, временно оставив хозяйственные дела, хватали оружие и кидались на защиту своих рубежей. Согласитесь, вполне правдоподобная версия!

Еще одно доказательство в пользу этой версии – описание жилища Соловья-разбойника, куда Илья Муромец заехал с побежденным врагом. Деревянный дом с большим хозяйственным двором, многочисленная семья – именно так жили состоятельные Вятичи, которые занимались доходными ремеслами, торговлей, охотой, земледелием и, судя по всему, не гнушались разбоем - как Соловей.

Вятичи платили дань хазарам, пока в 965 году киевский князь Святослав не покорил их и не заявил свое право на сбор податей. Но продолжалось это недолго – уже в 981 году сыну Святослава Владимиру вновь пришлось воевать с непокорными Вятичами, чтобы в очередной раз утвердить на их земле власть Киева. Через год племя восстало, и его пришлось завоевывать снова. Так продолжалось до конца XI века. Даже отличавшийся известной отвагой великий князь Владимир Мономах считал свои походы на непокорных вятичей особыми подвигами и в воспоминаниях хвастался тем, что однажды ему удалось беспрепятственно проехать через всю их территорию, как это сделал 600 лет назад богатырь Илья Муромец. Одно лишь отличие: Мономах передвигался не в одиночку, а под охраной многочисленной дружины.

Дольше всех сопротивлялись Вятичи и христианизации, не желая предавать своих языческих богов. Князь Владимир не раз засылал к ним своих представителей, но тех ждала незавидная участь - как христианского миссионера Мокшу, который был убит Вятичами в XII веке, когда вся Русь уже была христианской.

Но в конечном итоге Вятичам пришлось-таки признать власть Киева, чтобы не быть уничтоженными окончательно. Позже племя расселилось из истока Оки практически по всей ее протяженности. Говорят даже, что именно Вятичи стали первыми жителями Москвы.

Побывать на истоке – хорошая примета

В 1996 году исток Оки был признан памятником природы. Тогда окружающую территорию облагородили, построили часовню, установили беседку. А в 2020 году статус этого места существенно вырос – исток Оки стал памятником регионального значения и был включен в туристический маршрут «Бирюзовое кольцо России».

Здесь всегда многолюдно, ведь побывать в том месте, где рождается «самая русская река», считается хорошей приметой. Каждый гость старается выпить из источника и умыться его ледяной водой, чтобы долго оставаться молодым и энергичным – как мощная, величавая и никогда не стареющая красавица-Ока.