Заметки, события, наблюдения
Некоторое время назад наша пресса писала, что в рамках проекта по разработке российских автомобилей представительского класса планируется возрождение отечественного бренда «Руссо-Балт» и создание новой автомобильной марки «Орел». Насчет завода «Руссо-Балт» вопросов нет, он действительно существовал до революции 1917 года и выпускал отечественные автомобили. А вот говорить, что марка «Орел» - это нынешнее ноу-хау, не совсем правильно. Еще в 1913 году в мастерских орловского купца Михаила Хрущева было выпущено пять одноименных автомобилей. До массового производства дело не дошло, но на это были объективные причины: первая мировая война, революция, национализация… Ну, и дальнейшие их последствия.
Пока наша страна разбиралась со своими внутренними конфликтами и рушила экономику в угоду политическим амбициям, Европа уверенно развивала свое автомобилестроение. Такие концерны как Peugeot, Tatra, Opel, Skoda, Renault, Fiat и другие, взявшие старт в начале 19 века, продолжали успешно завоевывать мир.
Недавно мы рассказывали о единственном в России частном музее русских часов, который находится в Орле. В нем размещены редкие экземпляры настенных часов, которые коллекционер Александр Тиняков собирал и реставрировал в течении тридцати лет.
Адрес этого музея: г. Орел, ул. Розы Люксембург, 12. Тел. 8 (910) 748-32-13
Продолжая тему старинных часов, обратимся к истории в лицах: узнаем, какие часы предпочитали и описывали в своих произведениях известные русские писатели. Это, в основном, были европейские марки, потому что производство российских часов в то время только налаживалось.
Некоторые считают, что Александр Сергеевич Пушкин списал Евгения Онегина с самого себя. Однако это не так. Главному герою романа присущи отдельные черты поэта, но в целом Онегин мало похож на автора. Касается это не только его характера и поведения, но и любимых вещей, в частности, часов марки «Breguet». Помните, как это в романе?
Покамест в утреннем уборе,
Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар,
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед.
В центре Орла рядом с Александровским мостом возвышается величественный памятник Алексею Петровичу Ермолову – легендарному генералу русской армии, герою войны 1812 года и множества других войн Российской империи 19 века, наместнику русского императора на Кавказе. Знаменитый военачальник изображен на коне, который, встав на дыбы, готов бесстрашно ринуться на поле боя. Знатоки истории утверждают, что в камне отображен фрагмент Бородинской битвы, в которой Ермолов отбил захваченную французами батарею Раевского на стратегически важной высоте, лично возглавив стремительную атаку русских войск.
«Потомок Чингисхана»
Он родился в семье дворянина Петра Алексеевича Ермолова, владельца небольшого имения в Мценском уезде Орловской губернии. Род Ермоловых был древним, но небогатым. Основал его некий Арслан Ермол, прибывший в Москву еще до правления Ивана Грозного и при крещении получивший имя Иван. Впоследствии Алексей Петрович Ермолов то ли в шутку, то ли всерьез называл себя потомком Чингисхана.
Подробнее: Генерал Ермолов: «Я строг, но строг из человеколюбия»
Разговоры вокруг загадочной «Велесовой книги» не утихают уже более 70 лет. Опубликованная в 50-х годах прошлого века в Сан-Франциско русским эмигрантом Юрием Миролюбовым, она сразу же вызвала бурные споры в научной и околонаучной среде. Баталии развернулись вокруг главного вопроса: действительно ли «Велесова книга», повествующая о тысячелетней истории славян, - это древнее послание новгородских языческих жрецов? Или же это искусная подделка современного автора?
Считается, что к сегодняшнему дню ученые-лингвисты вполне убедительно доказали непричастность «Велесовой книги» к древним текстам IX века. Однако их оппоненты, среди которых не только историки-любители, но и люди с научными степенями, с этим по-прежнему не согласны и продолжают находить все новые аргументы в свою пользу.
В чем же заключается неразгаданная тайна «Велесовой книги» и что известно о ее происхождении? Попробуем разобраться на основе общедоступной информации.
Подробнее: «Велесова книга» - древнее послание языческих жрецов или искусная подделка?
Два года назад исполнилось 200 лет со дня рождения Афанасия Фета – одного из самых ярких представителей российской поэзии конца 19 века. Фигура Фета на общем фоне русской литературы того периода выглядит загадочно и неоднозначно, ведь неспроста его не принимали и даже травили в свое время Тургенев, Достоевский, Некрасов и другие его коллеги. По их мнению, главная «вина» Фета была в том, что он являлся приверженцем чистого искусства и не разделял гражданской позиции своих знаменитых современников. Но не только это их настораживало. Фет, мягко говоря, был странным человеком. Он словно проживал одновременно несколько жизней и состоял из несколько совершенно независящих друг от друга личностей. Попробуем разобраться в каждой из них, но сначала заглянем в его детство и отрочество, которые наложили неизгладимый отпечаток на его дальнейшую судьбу.
Лишен дворянского титула
Будущий великой поэт Афанасий Афанасьевич Фет родился 23 ноября 1820 года в усадьбе Новоселки Мценского уезда Орловской губернии, принадлежавшей его отцу потомственному дворянину Афанасию Неофитовичу Шеншину. Первоначально мальчик носил фамилию отца, но в 14 лет был лишен и ее, и дворянского титула, и права наследования. Он стал Фетом. Такое решение приняла Орловская духовная консистория, основываясь на том, что православное венчание его родителей произошло лишь через два года после рождения Афанасия. Дело было в том, что Шеншин женился на Шарлотте Фет, разрушив ее брак с немцем Иоганном Фетом. Они обвенчались в Германии по лютеранскому обычаю и Афанасий Неофитович увез жену в Россию. Вскоре у них родился сын, которого назвали в честь отца. Однако многие исследователи жизни и творчества поэта уверены в том, что мальчик был сыном Иоганна Фета.